Zavialovo.ru

Юридическая консультация
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самовольный захват земельного участка судебная практика

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брекотнина Сергея Даниловича о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2013 по делу N 153/2013 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., ознакомившись с жалобой главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брекотнина Сергея Даниловича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2013 по делу N А21-4139/2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по тому же делу по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брекотнина Сергея Даниловича о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2013 по делу N 153/2013 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Шевченко Ю.В. на решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 22.06.2015 N 12-225(1)/2015, решение судьи Саратовского областного суда от 12.08.2015 N 21-589 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 01.12.2015 N 4А-826/2015, вынесенные в отношении Шевченко Ю.В. (далее — Шевченко Ю.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Шевченко Ю.В. на решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 22.06.2015 N 12-226(1)/2015, решение судьи Саратовского областного суда от 12.08.2015 N 21-592 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 01.12.2015 N 4А-765/2015, вынесенные в отношении Шевченко Ю.В. (далее — Шевченко Ю.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шевченко Ю.В. к административной ответственности) самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На указанную дату административная ответственность за самовольное занятие земельного участка была установлена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ), в соответствии с которой самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Постановлением главного государственного инспектора города Тольятти по использованию и охране земель от 25.09.2013 N 356/2013 предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное занятие земельного участка).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в лице заместителя главного государственного инспектора Баргузинского и Курумканского районов по использованию и охране земель Р.С. Баглаева на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09.07.2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по делу N А10-2170/2015 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 02.04.2015 N 2015/01/05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановлением главного государственного инспектора города Тольятти по использованию и охране земель от 25.09.2013 N 356/2013 предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное занятие земельного участка).

Согласно статье 7.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ, действующей с 20.03.2015) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

статьей 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);

1. ст. 7.1 КоАП РФ — самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;

2. ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ — уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

Вышеуказанные должностные лица в соответствии с частью 1, пунктом 29 части 2 и частью 3 статьи 28.3 Кодекса имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьями 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), 8.5 (в части информации о состоянии земель), 8.7, 8.8, 17.7, 17,9, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.26 и частью 1 статьи 20.25 Кодекса.

статьей 7.1 (в части лесных участков), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков), статьями 7.9, 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования лесными участками), 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных в лесах), 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), 8.7, 8.8, 8.12 (в части административных правонарушений, совершенных в лесах), 8.24, 8.25, 8.26, 8.27, 8.28, 8.30, 8.32, 8.33, 8.35 — 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных в лесах), статьей 17.7, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и частью 1 статьи 20.25 в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и пожарный надзор в лесах.

слова «частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков)» заменить словами «статьей 7.1 (в части лесных участков), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков)»;

в пределах полномочий, предусмотренных статьями 7.1, ч. 1 ст. 7.2, 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей, самовольной мены земельного участка), 8.5 (в части искажения сведений о состоянии земель), 8.6, 8.7, 8.8, 8.12 (в части нарушения порядка предоставления земельных участков) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовная ответственность за самозахват земли: Верховный Суд указал обязательное условие для наказания

Самовольное строительство на самовольно занятом участке заключается в ведении строительных, монтажных работ, направленных на возведение новых сооружений, или реконструкцию, реставрацию, упорядочение, капитальный ремонт уже существующих объектов, расширение или их техническая переоснастка. Обязательным условием состава преступления является отсутствие разрешительной документации соответствующих органов контроля (надзора).

Не теряйте важную информацию в кризисных ситуациях! Будьте в курсе расписания судебных заседаний и загруженности судей. Отслеживайте судебные дела по контрагентам, анализируйте Правовые позиции и судебные решения. Формируйте собственную сильную позицию с системой анализа судебных решений Verdictum . Получите полнофункциональный тестовый доступ по ссылке.

Читать еще:  Разница между СНТ, ДНП и ИЖС

Решение предыдущих судов

По приговору местного суда гражданин осужден по ч. 4 ст. 197-1 УК (самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство) к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года. На основании ст. 75 УК он освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком длительностью 1 год.

Определением апелляционного суда жалоба осужденного оставлена без удовлетворения, а приговор местного суда — без изменения.

Осужденный подал кассационную жалобу.

Позиция Верховного Суда

ВС согласился с решениями предыдущих судов.

Согласно ч. 1 ст. 377 ГК к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности, право пользования земельным участком, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя).

При этом, в соответствии с нормами гражданского законодательства строительство признается самовольным в случае, если такое строительство осуществлено:

1) на земельном участке, который не был отведен для этой цели;

2) без надлежащего разрешения или надлежащим образом утвержденного проекта;

3) с существенным нарушением строительных норм и правил.

Из материалов уголовного производства: по результатам проверки соблюдения требований в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил (акт от 10 ноября 2016 года) установлено, что гражданином произведены строительные работы по реконструкции помещения торгового павильона А-1 без регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 36 Закона «О регулировании градостроительной деятельности». На момент проверки установлено выполнение работ по кладке стен второго этажа, начаты работы по обустройству кровли и штукатурки стен.

Самовольное строительство на самовольно занятом участке заключается в ведении строительных, монтажных работ, направленных на возведение новых сооружений, или реконструкцию, реставрацию, упорядочение, капитальный ремонт уже существующих объектов, расширение или их техническая переоснастка. Обязательным условием состава преступления является отсутствие разрешительной документации соответствующих органов контроля (надзора).

Таким образом, суд первой инстанции, с чем согласился апелляционный суд, пришли к правильному заключению о доказанности виновности гражданина в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 197-1 УК, в том числе и за строительство второго этажа торгового павильона без специального для этого разрешения.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса. LIGA360 интегрировала все продукты компании ЛІГА:ЗАКОН в единое информационное пространство, чтобы объединить всю команду для общего управления рисками и поиска новых возможностей в режиме удаленной работы.

Заказать бесплатный полный тестовый доступ на 4 суток к LIGA360 и ключевых продуктов ЛІГА:ЗАКОН можно здесь.

Самовольное занятие земельного участка

К нашим юристам по земельным делам, нередко обращаются Клиенты (граждане и организации), в отношении которых должностными лицами, инспекторами по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), была проведена проверка соблюдения норм земельного законодательства и вынесено постановление о привлечении к ответственности за самовольное занятие земельного участка. Зачастую, поводом к таким проверкам, служат обращения граждан (заинтересованных лиц), которые считают, что их права нарушаются действиями этих лиц, к примеру в случаях когда соседи обвиняют друг друга в том, что один из них незаконно использует часть его участка, или организация, выполняющая строительные работы незаконно огораживает часть земельного участка и использует его под временное размещение строительных материалов.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.1 предусматривает ответственность граждан, должностных и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

При этом, ответственность предусмотренная ст. 7.1 Кодекса применяется в виде наложения административного штрафа в следующих размерах:

В случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Кроме административной ответственности, к лицу, самовольно захватившему (занявшему и использующему) земельный участок или его часть, по итогам вынесенного постановления о назначении наказания, инспектором государственного земельного надзора РОСРЕЕСТРА выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Такое предписание обязывает виновное лицо устранить допущенные им нарушения, к примеру убрать ограждение (забор), снести самовольную постройку и т.п. При этом, в случае, если виновное лицо откажется самостоятельно устранить нарушение законодательства, то государственный орган может выполнить указанные действия самостоятельно, возложив расходы на виновное лицо. На данном этапе опытный юрист по земельным делам Вам поможет.

Кроме того, в случаях, если такие действия по самовольному занятию участка повлекли ущерб муниципальному образованию или были ущемлены права собственников таких (захваченных) земельных участков, то эти расходы и убытки также подлежат взысканию с причинителя вреда.

Стоит также отметить, что административные органы зачастую выносят не только необоснованные, но и незаконные постановления, допуская грубейшие нарушения земельного и гражданского законодательства, привлекая граждан и организации к ответственности, за правонарушения, которые по сути своей они не совершали. Опытный юрист по земельным делам поможет отменить подобные постановления.

При этом, постановление, в соответствии со сроками давности привлечения к административной ответственности, не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда контролирующий орган установил в действиях лица, самовольно захватившего земельный участок, нарушение земельного законодательства (т.е. с момента проведения проверки и осмотра места совершения правонарушения, проведения замеров, фиксации события).

В свою очередь, вынесенное постановление, в соответствии со ст. ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано, либо в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, либо в суд. На подачу жалобы у привлеченного лица есть 10 суток со дня вручения ему или получения копии постановления. Представить интересы по защите нарушенных прав поможет адвокат или опытный юрист по земельным делам – узко специализирующийся специалист в области земельного права.

На практике обжалование в вышестоящий административный орган крайне мало эффективно. Анализ сложившейся судебной практики по статье 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятие участка, позволяет сформировать ситуации, в который в действиях лица не усматривается состав административного правонарушения.

Конечно каждое дело индивидуально и требует профессионального изучения его индивидуальных особенностей земельными юристами и адвокатами, но в сложившейся судебной практике можно выделить часто встречающиеся ситуации, которые не являются нарушением законодательства и самовольным захватом земельного участка в частности.

В сложившейся практике юрист по земельным делам рекомендует рассматривать привлечения к ответственности после 2015 года, когда вступили в силу изменения земельного законодательства. С 2015 года диспозиция статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Анализ судебных решений и практики наш юрист по земельным делам приведет в следующей статье.

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) .

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса — «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Читать еще:  Изъятие земельных участков для муниципальных и государственных нужд

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

  • расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
  • постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

2. Размер штрафов и иные санкции за самовольное занятие земельного участка.

Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан — от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

    оплатить назначенный штраф;

Например, для оформления необходимых документов нужно обратиться в муниципалитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Освободить захваченный земельный участок можно, например, путем перемещения незаконно установленного забора или складированных стройматериалов, сноса самовольных построек, отказа от огорода и пр.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания(ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП).

В результате обжалования судом может быть принято решение:

  • об отмене постановления административного органа;
  • о снижении размера штраф за правонарушение.

Самовольный захват земли: способы защиты, судебная практика

20.06.2019 4321 0 1

Случается, что после смены собственника земельного участка новый собственник заключает договор аренды с другим сельхозпроизводителем на более длительный срок и на более выгодных условиях, в то время как действующий договор аренды этого участка с предыдущим арендатором еще не закончился. А иногда договор аренды земли заключается с другим аграрным производителем без соблюдения преимущественного права действующего арендатора на продление действия договора. Тогда как сельхозпроизводитель понес расходы на обработку земельного участка и поддержание его в надлежащем состоянии, другой арендатор самовольно захватывает этот земельный участок и засеивает свою сельхозкультуру, лишая действующего арендатора права на использование земли по целевому назначению. У действующего арендатора происходит простой техники и работников. Другой арендатор может захватить земельный участок с уже посеянной культурой, что приведет к спору о признании права собственности на урожай. Рассмотрим, как защититься сельхозпредприятию от незаконного захвата земельного участка.

Как зафиксировать самовольный захват земли?

Узнав, что земельный участок самовольно захватили неизвестные лица, сельхозпроизводитель обязан зафиксировать такие обстоятельства должным образом. Для этого можно составить Акт о самовольном захвате земельного участка (см. образец в конце материала), который будет подписан руководителем сельхозпредприятия или его представителем, депутатом сельсовета или работником соответствующей районной государственной администрации района, любым физическим лицом, проживающим поблизости и заметившим факт незаконного захвата земли. О самовольном захвате земельного участка также будет свидетельствовать Сообщение о преступлении по ст. 356 Уголовного кодекса (далее – УК), которое следует подать в управление полиции по местонахождению земли, а также справка из сельсовета о выезде землеустроителя на место захвата и данные, которые были зафиксированы им при выезде.

Что должен доказывать сельхозпроизводитель в целях взыскания ущерба?

Полная версия доступна только подписчикам

Получите ответ на свой вопрос сейчас и обезопасьте себя от вопросов в будущем. Подпишитесь на электронное издание для бухгалтеров и руководителей Uteka

Оформить подписку на раздел «Агро»

Подписаться 12 месяцев

экономия 520 грн.

Подписаться 6 месяцев

1 554 грн. / полугодие

экономия 174 грн.

Подписаться 3 месяца

864 грн. / квартал

Ответ Вам нужен прямо сейчас?

Бухгалтера доверяют нам — а мы доверяем БУХГАЛТЕРАМ

В Кабмине решили ужесточить наказание за самовольный захват земельных участков и нецелевое использование земель

9 сентября на своем заседании Кабмин решил ужесточить наказание за самовольный захват земельных участков и нецелевое использование земель.

Так, правительство внесло изменения в постановление о Методике определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрытия (плодородного слоя почвы) без специально разрешения.

Данной Методикой устанавливается порядок определения ущерба, причиненного государству и пр. правонарушениями в виде самовольного захвата земельных участков (53-1 КоАП), использования земельных участков не по целевому назначению (ст. 53-3 КоАП).

«На сегодняшний день некоторые сельхозпроизводители нарушают порядок использования земельных участков — возделывание пастбищ, самовольный захват государственных земель, ведь действующий расчет убытков причиненных государству не превышает доходов от использования земель.

Кроме того, местные бюджеты недополучают средства от платы за землю. Правительство вводит эффективный механизм борьбы с нарушителями земельного законодательства, увеличив расчет убытков, ориентировочно, в три раза. Это сделает нарушения земельного законодательства экономически невыгодным», — прокомментировал заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий.

Так, постановление предусматривает:

— увеличить размеры сумм среднегодового дохода от использования земель по целевому назначению;

Читать еще:  Кадастровый паспорт участка: для чего он нужен

среднегодового дополнительного дохода, полученного в результате фактического использования земельных участков не по целевому назначению;

нормативных потерь от уничтожения почвенного покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения, используемые при расчете размера ущерба причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения;

— внесение изменений в Методику в части:

порядка применения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, который используется при расчете размера ущерба причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения.

Реализация постановления будет способствовать:

— уменьшению количества правонарушений в сфере охраны и использования земель;

— увеличению объемов поступлений в государственный и местные бюджеты по соответствующим кодам бюджетной классификации и от уплаты платежей за землю.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Самовольный захват земли общего пользования: что это такое, куда жаловаться

Среди терминов, определяющих особенности использования земельных участков, есть и понятие «земли общего пользования». Оно обозначает территории, где имеют право находиться все граждане, без специальных разрешений и допусков.

Они могут не только находиться там, но и эксплуатировать различные объекты на участке. Земля, находящаяся во владении или пользовании народа, также защищается законами государства, как и территории, находящиеся в частной собственности.

Но именно земля общего пользования вызывает больше всего споров и конфликтов в земельной сфере, и часто такие конфликты сложно решить, необходимо тщательно изучить дело и все законы, которые имеют к нему отношение.

Достаточно часто рассматривает самовольный захват земельного участка судебная практика, эти правонарушения находятся в области действия государственных инспекторов, специально занимающихся охраной земельных участков. Они определяют состав правонарушения и способ защиты земли от захватчиков.

  1. Незаконный захват земли
  2. Законодательство
  3. Причины
  4. Куда жаловаться
  5. Возврат
  6. Ответственность

Незаконный захват земли

В населенных пунктах и на территориях, примыкающих к ним, земли общего пользования представляют собой трассы, переулки, различные проходы, водоемы (как часть территории садового или огороднического товарищества).

ВНИМАНИЕ! Такая земля находится во владении муниципальной власти или государства. К таким участкам имеют доступ все, никому не нужно оформлять законное разрешение.

По Земельному Кодексу пользоваться земельным участком по своему усмотрению (но с учетом правового статуса) могут только его собственники. Следят за выполнением этого правила различные государственные органы – Земельный контроль муниципалитета, Госземконтроль, органы территориального самоуправления.

Также контролируют законность эксплуатации земельных участков и собственники, арендаторы.

Несмотря на такой всесторонний контроль, нередко случаются прецеденты, связанные с захватом участков той или иной площади, их использование по собственному усмотрению. Это считается серьезным правонарушением.

Согласно Постановления Правительства под № 689 от 15.11.2006 (оно называется «О земельном государственном контроле»), земельные участки не могут быть захвачены самовольно ни юридическими, ни физическими лицами.

  • Право собственности на земельный участок должно быть документально оформлено, также должен быть разрешительный документ на ведение различной хозяйственной деятельности на земле. Если проведена приватизация земель, также процесс подтверждается документально. Защиту земельных ресурсов осуществляет не только это постановление, но и Земельный Кодекс.
  • В случае, когда наблюдается незаконный захват земли общего пользования и перекрытие доступа к ней другим гражданам, обязательно следует дать сигнал о происшествии.
  • Жалоба или обращение по поводу захвата участков должны привести к проверочным действиям со стороны ответственных организаций. Рассматриваются жалобы и физических лиц, и юридических.

При правонарушении, куда жаловаться? Для вопросов, рассматривающих право землей пользования, самовольного захвата и использования создано много государственных контролирующих органов. Это Госземконтроль, ОМС, организации общественного характера, правоохранительные органы.

Можно обратиться в любую из этих инстанций. Но основная организация – это Росреестр.

Законодательство

Самовольный захват участка предполагает его эксплуатацию лицом, не имеющего права собственности на данную земельную площадь. Может совершаться незаконное строение на земле, установка ограждения, другое земли использование муниципальной без разрешения.

Определить самозахват можно при отсутствии договора, документа на собственность или о приватизации, любого законного подтверждения права аренды или эксплуатации участка.

Использованием может быть незаконная установка забора, строительство каких-то объектов, сюда относится и возделывание площадей под сельскохозяйственные насаждения. Такие незаконные действия с землей рассматриваются с учетом статьи 7.1 КоАП РФ.

Много споров по поводу земельных площадей возникает у членов садовых, огороднических товариществ, между соседями дачных или обычных поселков. В контролирующие органы подаются заявления и жалобы о том, что производится захламление земельных пространств общего пользования мусором с частных дворов или сосед захватил часть дороги под свой участок.

ВНИМАНИЕ! Самозахват рассматривается как действие, которое приводит к пользованию участком.

Причины

Причины для захвата могут быть самыми разными. Наиболее серьезное нарушение эксплуатации земли, не находящейся в собственности, &#8212, это строительство капитального сооружения, что случается достаточно часто.

Также граждане пытаются построить на земле, являющейся общей собственностью, гараж или хозяйственную постройку. Среди более мелких нарушений – несоблюдение границ участков, хранение и складирование различных строительных материалов за пределами собственной земли, утеря документов, подтверждающих право на участок.

Куда жаловаться

Статья 64 Земельного Кодекса определяет рассмотрение вопросов, связанных с землей, в суде. Первоначально дело может быть рассмотрено в суде третейском.

Для начала процедуры по поводу того, что перекрыт доступ к землям гражданам или на участке незаконно ведется хозяйственная деятельность, необходимо заявление или жалоба. К таким заявлением прилагаются доказательства случившегося факта.

Также суд должен получить подтверждение того, что спорный вопрос уже рассматривался в досудебном порядке.

Досудебный порядок решения конфликтов используется при установлении границ территорий земли, подлежащих приватизации, при решении спора между образованиями муниципалитета, которые разграничивают государственную собственность на площади земли.

Также проводится досудебное рассмотрение вопросов, связанных с местом участка, выделенного в виде доли в компенсационном объеме.

Если перечисленные вопросы не решаются в порядке досудебном, дело передается в суд. Все конфликты, касающиеся земельной сферы, рассматриваются в федеральных судах общей юриспруденции. Также споры могут решать мировые судьи.

Возврат

  • Собственник земли имеет права на нее, гарантированные законами государства. Поэтому самозахват участка не останется безнаказанным, последует реакция контролирующих и правоохранительных органов.
  • Подтверждает наказание за захват земли как общедомовой собственности статья 76 ЗК. Должен быть возвращен захваченный участок в пользование как собственнику, так и тем, кем осуществляется в данное время аренда площадей.
  • При рассмотрении вопроса о возврате земель должен быть решен и вопрос возмещения убытков пострадавшей стороне.
  • Суд рассматривает исковые заявления трехлетней давности.

Если приватизированная земля была захвачена без разрешения для уличной сети или соседи перегородили дорогу, которая считается землей общего пользования, обязательно нужно обратиться с заявлением в контролирующие органы. Иск будет выигран при условиях:

  1. у нарушителя нет документов, подтверждающих его права на земельную площадь,
  2. есть подтверждение факта нарушения границ участка, незаконной эксплуатации земельной площади.

Если осуществляются неправомерные действия правообладателей земельных участков, вопрос рассматривается в досудебном или судебном порядке. Иск может подать владелец территории или другое лицо, которое пострадало из-за нарушения его прав.

ВАЖНО! По статье 60 Земельного Кодекса захваченная земля должна быть возвращена собственнику, его права должны быть восстановлены.

Ответственность

Основное наказание за самозахват – административная ответственность. Правонарушителю начисляется штраф, сумма которого зависит от степени тяжести, особенностей участка.

Имеет значение, находится ли территория на кадастровом учете, какова ее стоимость. Поэтому будет разной штрафная выплата при захвате куска участка, который считается дорогой и не числится в кадастровом реестре, и строительстве здания на чужой площади, имеющей кадастровый паспорт.

  • Если земля числится в кадастре, при ее самовольном захвате нужно заплатить от 1 до 1,5% цены земельной площади. Но не меньше, чем 5 000 рублей. Такой штраф предусмотрен для физических лиц.
  • Юридическое лицо заплатит от 15, до 2% от цены. Но не меньше, чем 20 000 рублей.
  • Для компаний штраф вырастет до 3% от цены участка. Но не менее 100 000 рублей.

Как начисляется штраф за самозахват при условии, что земля не зарегистрирована в кадастровом реестре? Физлицо выплатит до 10 000, юрлицо – до 200 000 рублей.

ВНИМАНИЕ! Индивидуальный предприниматель будет нести такую же административную ответственность, как и компания, организация.

Возрастает сумма штрафа, и значительно, если за время захвата нарушитель успел еще и произвести вырубку деревьев на участке, который он захотел незаконно присвоить.

Когда виновный не спешит с возмещением назначенной ему штрафной суммы, ссылаясь на недостаток финансов, его имущество может быть арестовано. Цель ареста – обеспечение денег для выплаты штрафа.

Нарушитель обязан не только выплатить штрафную сумму, возместить убытки, но и убрать с чужой территории ограждения, заборы, различные постройки. Даже если за время захвата он начал основательное строительство на площадке, необходимо убрать территорию.

Наказания за незаконное нарушение прав собственности на участок земли, за его захват серьезные. Поэтому, если нужна земля, лучше узнать, как оформить собственность по закону, чтобы не иметь проблем и не нести убытки.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector