Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отчуждение земельного участка в пользу государства

Статья 52 ЗК РФ. Условия и порядок отчуждения земельного участка

Новая редакция Ст. 52 ЗК РФ

Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Комментарий к Статье 52 ЗК РФ

Комментируемая статья не играет самостоятельной роли и является, по сути, оговоркой. Она введена в главу VII ЗК с единственной, на наш взгляд, целью — распространить (или даже скорее подтвердить) изъятие из оборота или ограничение в обороте земельных участков в соответствии с правилами ст. 27 ЗК применительно к договорам купли-продажи (особенно в процессе приватизации), мены и дарения. С этой точки зрения ст. 52 ЗК является частью самого крупного в ЗК комплекса норм о возникновении прав на землю (глава V ЗК). См. также комментарий к ст. 27 ЗК РФ.

Другой комментарий к Ст. 52 Земельного кодекса Российской Федерации

Под отчуждением имущества (земельного участка) понимается передача его собственником в собственность другим лицам на основании соответствующих договоров. Отчуждение представляет собой один из способов осуществления собственником своего правомочия распоряжения земельными участками. Правовой формой осуществления отчуждения земельных участков является совершение сделок с ними, в результате чего происходит или в некоторых случаях становится возможным переход права собственности.

Комментируемая статья формулирует основной принцип правового регулирования отчуждения земельных участков. Порядок отчуждения земельных участков регулируется гражданским законодательством. Однако при отчуждении земельных участков должны учитываться те ограничения оборота земли, которые предусмотрены в ст. 27 ЗК РФ, а также особенности совершения некоторых сделок с земельными участками, которые содержатся в ЗК РФ.

В земельном законодательстве предусмотрены ограничения на совершение сделок с земельными участками. Так, земельные участки, изъятые из оборота и указанные в ст. 27 ЗК РФ, не могут быть предметом сделок. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть переданы в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку земельные участки являются недвижимым имуществом, то при их отчуждении должны соблюдаться требования Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности отчуждения земельных участков установлены в некоторых федеральных законах. Так, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» специально посвящена отчуждению земельных участков. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ВдК пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Статья 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязывает лицо произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры.

Условия совершения сделок кооператива с земельными участками установлены в ст. 38 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков и основных средств кооператива совершаются в соответствии с п. 3 ст. 20 названного Закона. Пункт 2 ст. 20 указанного Закона относит к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива рассмотрение и принятие решений по вопросам отчуждения земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок, если решение по этому вопросу этим Федеральным законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива.

Как установлено в п. 3 ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Статья 28. Отчуждение земельных участков

Статья 28. Отчуждение земельных участков

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац второй утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Читать еще:  Присвоение и изменение адреса объектам недвижимости

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ в пункт 5 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ пункт 7 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ пункт 8 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в пункт 9 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Отказ от земельного участка

Хочу отказаться от земельного участка (6 соток). Документы на него давно утеряны, в собственность не оформляли. Налог приходится оплачивать. Как отказаться от земельного участка? Можно ли подать заявление в электронном виде? Как правильно составить заявление?

Гражданским законодательством установлены основания прекращения права собственности, применимые к любому виду имущества (ст. 235 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 52 Земельного кодекса РФ отчуждение собственником земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков.

В силу п. 2 ст. 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Отказ от права собственности на земельный участок невозможен в том случае, если на земельном участке расположены принадлежащие вам дом, гараж, баня, иные постройки, поскольку в силу норм действующего законодательства за собственником построек на земельном участке сохраняется право пользования землей. Следовательно, одно только формальное заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении права пользования участком в связи с нахождением на нем построек не может рассматриваться как отказ от права собственности и являться основанием для прекращения права на такой земельный участок.

Если вы решили отказаться от права собственности на земельный участок, вам необходимо подать заявление об отказе в МФЦ или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» либо воспользоваться электронными услугами Росреестра через портал: www.rosreestr.ru.

При этом следует иметь в виду, что утратить можно только то право, каким обладаешь. Поэтому к заявлению об отказе от права собственности необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. документ, на основании которого у вас возникло право на земельный участок (договор купли-продажи, дарения, решение органа власти, свидетельство о праве собственности на землю и т.д.). Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее уже было зарегистрировано. Оплачивать государственную пошлину за подачу заявления об отказе от права собственности на землю не требуется.
Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При отказе от права собственности на земельный участок указанный участок поступает в муниципальную собственность.

Для отказа от земельного участка потребуется подготовить заявление в органы исполнительной власти, если они выдавали разрешение на пользование участком, вместе с комплектом документов. Отказ собственника будет рассматриваться в течение 30 дней, по результату будет вынесено решение.

При положительном рассмотрении дела следует направить акт государственного или муниципального органа в Росреестр с сопровождающей документацией и заявлением.

Аннулирование сведений о собственности происходит в течение 10 дней при обращении напрямую в регистрирующий орган или 15 дней при подаче документов через МФЦ или портал Госуслуги. Одновременно с этим информация будет поставлена на кадастровый учет для неначисления земельного налога.

Также нужно предоставить в компетентные органы:

— правоустанавливающий документ на собственность в отношении земли;

— выписку БТИ и технический паспорт при наличии на земле строений;

— паспорт обратившегося лица;

— квитанцию об оплате госпошлины для предъявления в Росреестр.

В каких случаях и порядке допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них незавершенных законсервированных строений, жилых домов до истечения 8 лет со дня государственной регистрации таких домов?

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ (далее – Указ № 667) граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – граждане), до истечения 8 лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов не вправе отчуждать такие участки и (или) дома, а также объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния или вычленения из них (далее – земельные участки и (или) дома), за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.

В целях совершенствования законодательства об охране и использовании земель Президентом Республики Беларусь
16 июня 2015 г. подписан Указ № 244 ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь“ (вступит в силу по рассматриваемому вопросу 20 сентября 2015 г.) (далее – Указ № 244), предоставляющий право местным исполнительным комитетам давать согласие на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) названных объектов третьим лицам до истечения установленного законодательством 8-летнего срока в исключительных случаях (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) в случае досрочного либо полного погашения льготного кредита и выкупа участка в частную собственность или аренду на 99 лет.

Гражданин, у которого возникли указанные обстоятельства и желающий произвести в связи с этим отчуждение недвижимого имущества, обращается в местный исполнительный комитет с заявлением, содержащим предложение о приобретении земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения либо дачи разрешения на их отчуждение третьим лицам с соответствующим обоснованием.

При отказе от приобретения названных объектов местный исполнительный комитет вправе дать разрешение на отчуждение такого земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения третьим лицам при предоставлении документов, подтверждающих уважительность причин (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) и полном погашении льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), выданного открытым акционерным обществом ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ (если такой кредит привлекался), а также при выполнении гражданином одного из следующих условий:

выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

Читать еще:  Кадастровый паспорт участка: для чего он нужен

Согласно Указу № 244 внесение платы за земельный участок
(за право заключения договора аренды земельного участка) осуществляется без предоставления рассрочки ее внесения. При этом ранее внесенная плата (сумма внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету. Индексация ранее внесенной платы названным Указом не предусмотрена.

Копия решения (выписка из решения) местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка в частную собственность либо аренду сроком на 99 лет (об изменении вида вещного права на земельный участок, о продлении срока аренды земельного участка
до 99 лет) и (или) о разрешении отчуждения объектов направляется местным исполнительным комитетом землепользователю заказным письмом либо выдается под роспись в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления и предоставления документов, подтверждающих совершение указанных выше действий.

При этом до удостоверения соответствующего договора (купли-продажи, мены, дарения) и его государственной регистрации необходимо осуществить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию прекращения:

залога (ипотеки) открытому акционерному обществу ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ строящегося или построенного жилого помещения;

залога земельного участка местному исполнительному комитету (в случае предоставления рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность);

запретов отчуждения земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения, установленных в соответствии с законодательными актами.

© Госкомимущество, 2008-2019
Республика Беларусь
220005, г. Минск, пер. Краснозвёздный, 12

Отступные за землю

Строительство федеральной трассы или закладка нового городского района проходит через территорию частного владения. Государству надо построить, а собственнику — получить компенсацию. На каких условиях может быть отчуждена земля и как должна рассчитываться компенсация, каждая из сторон понимает по-своему. Зачастую договориться стороны не могут, у заказчиков сбиваются сроки строительства, у граждан истощаются нервы и кошелек. Чтобы избежать подобной ситуации и сделать процедуру отчуждения земельных участков в пользу государства более прозрачной, минэкономразвития разработало и внесло в правительство поправки в Земельный и Гражданский кодексы.

Как сообщил замруководителя департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования минэкономразвития Андрей Ивакин, соответствующий законопроект, над которым министерство работало 2,5 года, согласован со всеми ведомствами и осенью может быть внесен в Госдуму. При удачном стечении дел минэкономразвития рассчитывает, что закон заработает уже в 2008 году.

Новый законопроект уточняет правила расчета компенсации земель, оформленных на праве пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования. Государство при изъятии обязано выплатить владельцу стоимость участка и возместить убытки, связанные с потерей собственности. Владельцы участков вправе выбирать между денежной компенсацией или новым земельным участком. Кроме того, передаваемые гражданам взамен изъятых новые участки станут сразу же оформляться в их собственность.

Сегодня Земельный кодекс разрешает государству выкупать земли у граждан для строительства дорог, мостов, трубопроводов и других объектов, правда, если нет альтернативных возможностей для их строительства. Гражданский кодекс на этот случай предусматривает два способа отчуждения собственности — добровольный и принудительный. В первом варианте стороны полюбовно договариваются и заключают сделку. Во втором стороны не могут договориться о соответствующих выплатах, и дело передается в суд, который устанавливает размер компенсации и выносит решение о принудительном отчуждении.

Новые поправки, которые разработало минэкономразвития, в целом эту систему не меняют, они лишь устраняют неточности и пробелы в действующем законодательстве. В частности, более конкретно прописанная норма, которая определяет, кто принимает решение об изъятии участков. В настоящее время решение о выкупе должно приниматься органами власти, определенными федеральным законом. В результате любое решение об изъятии, сам договор выкупа земельного участка может быть оспорен в суде как действие, совершенное не уполномоченными лицами. В новом законопроекте прописано, что определять органы власти, уполномоченные на изъятие земли, будет правительство, региональная исполнительная власть или органы местного самоуправления.

Есть еще один вопрос, который требует уточнения. Сегодня закон обязывает уведомлять каждого собственника об изъятии и выкупе земли, но сделать это иногда невозможно. Особенно это касается сельскохозяйственных земель, находящихся в долевой собственности. Количество собственников в таких случаях может исчисляться сотнями, а информации об их местоположении нет. Законопроект будет уточнять этот вопрос, рассматривается публикация в средствах массовой информации.

Другая проблема — это определение цены участка. Конечно, кадастровая стоимость, как утверждают многие чиновники сегодня, по сути, тоже рыночная, но не стоит забывать, что рассчитана она методами массовой оценки, которая дает более грубый результат.

Согласно новым поправкам земля для государственных и муниципальных нужд будет выкупаться у граждан и предприятий по рыночной цене. Определять же эту рыночную цену будут оценщики, которые изучат рынок в районах планируемой застройки и установят стоимость каждого конкретного участка. Выбирать этих оценщиков будет на конкурсной основе Росимущество или отраслевые ведомства, заинтересованные в строительстве.

Еще один вопрос связан с выбором компенсации за изымаемый участок. Правила, прописанные в Земельном кодексе, позволяют собственнику выбрать денежную или натуральную (другой равноценный земельный участок) компенсацию. Если вы взяли деньги, то проблем нет, а вот если вы захотели другой земельный участок, то сегодня надо помнить, что тем же кодексом запрещается предоставлять участки земли для жилищного строительства без торгов. Кроме того, он запрещает получать участок на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Другими словами, в собственность вы его не оформите.

Новый законопроект как раз и пытается разрешить эти коллизии. Он устанавливает возможность предоставления участков взамен отчуждаемых без торгов. Более того, граждане, получившие взамен изъятых новые участки, смогут сразу же оформлять их в собственность.

Что же касается юридических лиц, то методика компенсации здесь пока не определена. Как пояснили в минэкономразвития, рассматривается два варианта начисления компенсации. В первом случае изымаемый государством участок рассматривается как собственность, тогда выкупная цена участка будет определяться как рыночная за вычетом того, что пришлось бы заплатить предпринимателю при приватизации. Владельцам же приватизированных предприятий в этом случае придется заплатить 2,5 процента от кадастровой стоимости. Второй случай — когда изымаемый государством участок будет считаться арендованным сроком на 49 лет, и компенсация будет высчитываться, исходя из платежей, которое успело выплатить предприятие.

Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

Из единого правового объекта недвижимости невозможно отчуждение здания.

Поскольку все сделки между лицами (как физическими, так и юридическими) находятся в ведомстве гражданского права, именно его нормы и распространяются на сделки и их последствия, в том числе, на переход права на собственность, как единого объекта недвижимости, так и его составных частей – земли и строений.

Единый недвижимый объект: понятие и его правовой режим

Единым недвижимым объектом в законодательстве принято называть неразрывную связь между постройкой, зданием или сооружением и земельным участком, на котором все это расположено.

Собственник земельного участка может претендовать на недвижимость, которая на нем находится, равно как и собственник недвижимости может претендовать на права собственности на участок. В этом заключается единый правовой режим объекта недвижимости.

Отчуждение здания из единого правового объекта недвижимости происходить не может.

В этом случае речь будет идти исключительно о праве собственности на объект недвижимости и о праве собственности на землю, как отдельных прав, связанных между собой только «адресным» путем, то есть наличием единого физического адреса.

Переход собственности при продаже объектов недвижимости

Согласно статье 551 Гражданского кодекса РФ при продаже осуществляется переход права на собственность от одного участника договора к другому на возмездной основе, размер которой устанавливается индивидуально. И этот договор купли-продажи должен быть не просто устным, но и подлежит проведению официальной сделке в уполномоченных органах, с перерегистрацией прав на собственность в установленном законом порядке.

Касается эта статья, в частности, и объекта недвижимости как единого объекта (земля + недвижимость на ней), так и отдельных его частей (продажу отдельно земельного участка или же отдельно объекта строительства). В последнем случае складывается несколько иная картина, чем при продаже единого объекта.

Во-первых, если собственник недвижимости (постройки или здания), оформивший свои права в законном порядке, продает ее другому лицу, то вместе с правом собственности он продает и право пользования землей, на которой стоит здание или постройка. Понимать под землей в данном случае нужно не весь участок, а лишь ту часть, на которой фактически находится здание.

Во-вторых, возможна и обратная ситуация: собственник земли, продавая ее другому лицу, передает права на собственность всем участком, но это ни в коей мере не касается владельца недвижимого имущества, которое находится на земле.

Более того, если между старым собственником земли заключено соглашение аренды на ту часть, на которой возведено строение, с собственником этого строения, то новому собственнику земли после продажи достается и это соглашение.

При этом его нужно перезаключать, поскольку владелец земли изменился. Отменять или расторгать его в одностороннем порядке можно только в том случае, если это прописано в самом договоре.

В-третьих, при продаже единого объекта (земля + недвижимый объект) право собственности переходит на все, что относится к этому единому объекту. Новый собственник обязан оформить в собственность покупку, зарегистрировав документы в уполномоченных органах.

Определение судьбы земельного участка в договоре купли-продажи здания

Договором купли-продажи принято называть заключенный в установленном законом порядке договор, где одна сторона передает на возмездной основе другой стороне права на собственность, владение и распоряжение каким-либо имуществом, в том числе и недвижимым.

Эта процедура определяется в статье 454 Гражданского кодекса РФ.

Однако в случаях, когда собственником участка является одно лицо, а собственником здания на участке — другое, возникают недопонимания при продаже того или иного объекта. Так, не совсем понятно, нужно ли прописывать в договоре купли-продажи недвижимости участь земельного участка, который не принадлежит собственнику строения/сооружения.

Читать еще:  Разница между СНТ, ДНП и ИЖС

Законодательно установлено, что собственник при составлении договора купли-продажи, в результате которого его права на собственность передаются другому лицу, уже учитывает тот аспект, что владение и распоряжение (однако не право собственности) на конкретную, занятую строением, часть земли передается в полном объеме.

Иная ситуация, если эта часть земли используется по срочному договору. По его окончании собственник всего земельного участка может или реализовать свое право на отчуждение здания в свою пользу (применяется при определенных условиях), или же свое право на требование сноса сооружения.

Именно поэтому правозащитники рекомендуют при неоднозначных ситуациях с земельным участком в договоре купли-продажи прописывать правовое положение и земли, и объектов недвижимости на ней. Допустим, если собственник строения продает его, то в соглашении можно и нужно прописать, что вместе с правами собственности на строение он передает свое право на пользование землей, согласно нормам действующего законодательства, новому владельцу.

Встречаются ситуации, когда собственник единого объекта недвижимости продает только объект недвижимости, а права собственности на землю оставляет за собой. В этом случае включение в договор купли-продажи дальнейших действий по использованию участка крайне рекомендуемо. Тогда новый собственник строения будет уверен, что собственника земли не потребует сноса здания или не поставит в рамки невыносимых/невыгодных условий аренды земли.

Договор купли-продажи заключается исключительно в письменном виде, в установленной законом форме, по образцу. Для большей гарантии честности сделки проводить ее необходимо через нотариальную палату, где нотариус будет выступать в роли третьей стороны, которая может осуществить безопасную передачу денежных средств от одного лица к другому.

Исключения из правила о переходе права собственности на земельный участок вместе с переходом права собственности на здание

Статья 273 Гражданского кодекса РФ подразумевает и частично дублирует статью 35 Земельного кодекса РФ, которая регулирует процесс перехода права собственности на землю как единого недвижимого объекта и гласит, что вместе с правом собственность на здание собственнику переходит еще и право на владение участком/частью земли, на котором оно находится.

Однако из этого правила есть исключения.

  • Если в ходе судебного разбирательства происходит отчуждение здания собственником земли, на котором оно расположено, то право собственности на здание может быть утеряно по нескольким основаниям:
  • В счет уплаты долга собственника, то есть если у владельца здания или сооружения имеются долги, которые подлежат возмещению (долги не только перед собственником земли), то здание может быть изъято из собственности и продано любому желающему за сумму, которую устанавливают уполномоченные органы;
  • Отчуждение здания возможно, если стоимость этого здания и затраты на его возведение (или иные траты, которые понес собственник здания на его приобретение) меньше, чем стоимость всего участка. В этом случае собственник земли может претендовать на принудительную продажу со стороны собственника здания;
  • Здание не соответствует или перестало соответствовать категории земель. Если же постройка перестала соответствовать целевой категории земель, в ходе перехода земли из категории в категорию, то собственнику при отчуждении положена компенсация, которая устанавливается индивидуально.

Согласно действующему законодательству собственник здания может оспорить отчуждение в установленном законом порядке, однако это не гарантирует ему сохранения его прав. В частности, при переходе земель из категории в категорию по целевому назначению нередко право на владение и распоряжение, право на собственность этой землей теряется и для собственника земли.

В этом случае компенсация в натуре или денежном эквиваленте положена и собственнику земельного участка, который у него отчуждается в пользу государства или муниципалитета, и собственнику здания, который теряет права на собственность.

Как государство может забрать земельный участок у владельца: разъяснение Верховного суда Украины

На каких условиях и каким способом государство вправе отчуждать землю у частных владельцев

Государство может забрать земельный участок у владельца, однак собственник способен отстоять свои права

Верховный суд Украины рассмотрел дело об отчуждении земельного участка для общегосударственных нужд и по требованию территориальной общины. Суд объяснил, на каких условиях государство может забирать землю у частного владельца, требуется ли его согласие и как защитить свои права в таком случае.

Принудительное отчуждение земельного участка осуществляется только для общегосударственных нужд или нужд территориальной общины. Владелец земли может оказаться один на один с административным государственным аппаратом и потом защищать свои права в судебных инстанциях.

Поводом для решения Верховного суда стало дело «Кобеляцкая райгосадминистрации Полтавской области против гражданина», участок которого находилась в пределах строительства автодороги государственного значения. Чиновники отчуждали для общественных нужд только 26 соток из 5 гектаров, принадлежащих физическому лицу. Владелец соглашался только на отчуждение всего участка.

Разъяснение Верховного суда, на каких условиях государство может забрать земельный участок у владельца

Верховный суд встал на сторону гражданина и привел ряд аргументов и сослался на законодательные акты:

  • Принудительное отчуждение земли возможно только для общегосударственных нужд или нужд территориальной общины. Так владелец земельного участка защищен законом от неправомерного посягательства на его землю.
  • ч. 5 ст. 3 Закона Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» гласит, что возможно отчуждать только весь земельный участок, если рациональное использование остальной площади по целевому назначению будет невозможно.
  • Закон предоставляет приоритет решению собственника в отношении выкупа земельного участка полностью или частично. Закон не требует доказательства собственником невозможности рационального использования остальной части земельного участка и он наделен правом обращаться с требованием об отчуждении всего земельного участка.
  • Верховный суд признал требования райгосадминистрации об отчуждении только части земельного участка «вмешательством государства в право на мирное владение имуществом».

Ранее Верховный суд Украины вынес решение относительно оснований для снятия с регистрации собственника жилья (или его части). Для снятия с регистрации владельца жилья необходимы решения суда о:

  1. Лишение права собственности на жилое помещение
  2. Лишение права пользования жилым помещением.
  3. Признание лица безвестно отсутствующим.
  4. Объявлении физического лица умершим.

Отчуждение земельного участка

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Отчуждение земельного участка — это передача прав собственности владельцем данной территории иному лицу либо изъятие этого надела против воли собственника.

Отчуждение земельного надела может быть добровольным или принудительным. Оно может проводиться с возмещением стоимости земли или безвозмездно.

Закон гласит, что такое действие подразумевает прекращение права частной собственности на участок.

Если владелец решил передать свой надел, часть территории или долю другому лицу во временное пользование (сдав в аренду, оформив доверительное управление), это не является отчуждением. Ведь при таких действиях не передаются все права собственности на данную территорию.

Вот какие могут быть основания для отчуждения:

  • административные акты;
  • сделки;
  • решения суда;
  • нецелевое использование земли и т.д.

Отчуждение наделов бывает добровольным или принудительным

Добровольное действие подразумевает передачу земли по желанию собственника, например, по завещанию, в результате обмена, купли-продажи, дарения. При добровольном волеизъявлении прежнего владельца надела право собственности на этот участок переходит к другому лицу.

При принудительном отчуждении право собственности отбирают у прежнего хозяина земли без его согласия. Оно передается иному физическому или юридическому лицу, независимо от волеизъявления бывшего владельца. Это возможно, если надел подлежит конфискации, согласно решению органа правосудия, после проведения судебного процесса, если вверенная территория необходима для городских, региональных либо государственных нужд и т.д.

Также можно проводить отчуждение, используя безвозмездный или возмездный путь. Выбор не зависит от того, в принудительном или добровольном порядке проводится данная процедура.

Возместить полную или частичную стоимость владельцу участка могут как при изъятии этой территории в принудительном порядке, так и в том случае, если процедура проводится добровольно

Сделки без выплаты компенсации — это завещание и дарение. Помимо этих добровольных действий, безвозмездное отчуждение возможно при принудительном изъятии территории.

Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности

При добровольной передаче, продаже, дарении участка соблюдаются интересы частного собственника. Если эта территория необходима для нужд государства, ее обладатель получит компенсацию в виде денежных выплат или другого надела.

Чтобы владелец не лишился своего надела, который у него заберут на безвозмездной основе, частный собственник обязан:

  • использовать землю по назначению. Применяемые частным собственником способы эксплуатации вверенной ему территории не должны приводить к отрицательному влиянию на окружающую среду. Лучше, если от его деяний будет только польза;
  • сохранять специальные знаки (геодезические, межевые и иные), которые были установлены ранее законным путем;
  • пользоваться водными, лесными, иными природными объектами, соблюдая принципы охраны окружающих земель;
  • эксплуатировать территорию, следуя нормам закона;
  • если в договоре прописано, что частный собственник должен осваивать землю, нужно делать это в оговоренные сроки;
  • вовремя вносить платежи за свой участок;
  • не захламлять, не загрязнять территорию, не проводить мероприятий, которые способствуют ухудшению плодородия земель (касается некоторых категорий почв);
  • при использовании частного надела соблюдать противопожарные, санитарные, гигиенические, градостроительные, экологические требования.

Также необходимо следовать другим регламентам, прописанным в договоре. Например, если на вверенном участке не предусмотрено сооружение дома, не следует возводить на нем такое строение.

Территория должна отчуждаться с использованием соответствующих законодательных актов гражданского права.

Как провести отчуждение земельного участка?

Данный процесс подразумевает выполнение следующих процедур:

  • составление и последующее заключение договора, касающегося отчуждения земли;
  • регистрацию документа в Управлении госрегистрации кадастра и картографии.

Если собственник нарушил пункты договора, ненадлежащим образом эксплуатирует участок, это может привести к отчуждению

Для судебного разбирательства достаточно написать заявление в суд, изложить суть дела, приложить документальные доказательства того, что территории наносится явный вред. Тогда отчуждение будет принудительным, и виновнику не только не выплатят компенсацию за отобранный надел, но еще и могут присудить штраф за нарушение закона. Поэтому нужно соблюдать порядок эксплуатации земельных участков, следовать нормам права.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector