Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 04.08.2018) внесены изменения в пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации «Образование земельных участков».

По общему правилу образование новых земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Однако в пункте 4 описаны случаи, когда такое согласие не требуется. Согласно вступившему в силу изменению не требуется согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 Земельного Кодекса.

Статья 46 ЗК РФ устанавливает основания прекращения аренды земельного участка. В соответствии с пунктом 5 в случае, если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в срок, не превышающий четырех месяцев со дня поступления уведомления о невыполнении арендатором обязанностей или обязательств, обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. При этом арендатор исходного земельного участка не имеет права приобрести указанный образуемый земельный участок в аренду без проведения торгов.

Статьей 54 установлен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6.2 указанной статьи в случае, если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обеспечивает образование земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, если образование такого земельного участка возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, и принимает решение об изъятии образуемого земельного участка в срок не более чем четыре месяца со дня поступления уведомления.

В статье 54.1. указан порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 в случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями), лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

Во всех случаях государственной власти или орган местного самоуправления вправе требовать возмещения расходов на выполнение кадастровых работ от землевладельца, землепользователя исходного земельного участка.

404 — Страница не найдена

К сожалению, запрошенная Вами страница не найдена. Попробуйте использовать меню сайта, страницу «Карта сайта», или наберите запрос в форме поиска.

2008-2020 (с)
Официальный сайт города Норильска.
Все права защищены.

Адрес: 663300, Красноярский край, г. Норильск, Ленинский проспект, 24а. Тел. +7 (3919) 43-71-20. Факс: +7 (3919) 43-71-21

Если вы нашли ошибку или неточность на сайте, сообщите об этом на электронный адрес:

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности

По каким основаниям возникает право собственности на публичные земельные участки.
На такой участок право собственности может возникнуть на основании договора либо акта госоргана или органа местного самоуправления.

Возникновение права собственности на публичную землю по договору.
Приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (в том числе выкупить арендованный), можно:
— по договору купли-продажи на торгах, а в некоторых случаях — и без торгов. Например, без торгов можно приобрести земельный участок, на котором расположено сооружение, принадлежащее вам на праве собственности.
Основанием возникновения права собственности при этом будет договор купли-продажи;
— по договору мены. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если ваш земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
Возникновение права собственности на публичную землю на основании распорядительного акта.
Распорядительный акт является основанием возникновения права собственности на публичный земельный участок, если участок предоставляется вам бесплатно. Такое бывает достаточно редко. Например, бесплатно может быть передан участок, образованный в границах застроенной территории, если вы заключили договор о развитии этой территории.
В основном случаи бесплатной передачи земли в собственность касаются предоставления земельных участков гражданам и некоммерческим организациям.
Решение о бесплатном предоставлении земли в собственность принимает исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Он издаст распорядительный акт об этом, который будет являться основанием, в частности, для регистрации права собственности. Например, в отношении участков, находящихся в федеральной собственности, такие акты издают Росимущество и его территориальные органы.
Является ли приватизация основанием для возникновения права собственности на землю.
Нет, поскольку при приватизации земельных участков основанием для возникновения права собственности является договор купли-продажи, если участок предоставлен за плату, либо акт госоргана или органа местного самоуправления, если участок предоставлен бесплатно.
В Земельном кодексе РФ нет такого понятия, как «приватизация». О приватизации земельных участков говорится в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Но в нем по сути речь идет об отчуждении земельного участка. Такой же термин «отчуждение» в отношении земельных участков используется и в ст. 28 Закона о приватизации.
Порядок отчуждения земельных участков из публичных земель приведен в гл. V.1 ЗК РФ. Он предусматривает предоставление земельных участков в собственность на торгах или без торгов. Поэтому, даже если при предоставлении участка используется термин «приватизация», право собственности возникнет в соответствии с Земельным кодексом РФ: на основании договора купли-продажи или акта соответствующего органа.
Можно ли приобрести публичную землю в силу приобретательной давности.
Приобрести по давности публичный земельный участок не получится. Для публичных участков земельным законодательством не предусмотрен такой порядок приобретения.
По каким основаниям возникает право собственности на частные земельные участки
Право собственности на частный земельный участок может возникнуть по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами (п. 1 ст. 25 ЗК РФ), в том числе:
— по договору или иной сделке;
— по решению суда в силу приобретательной давности;
— при образовании нового земельного участка;
— в связи с реорганизацией юридического лица.
Возникновение права собственности на частную землю по договору и иным сделкам.
Организация может приобрести право собственности на земельный участок по договору купли-продажи, мены или иной сделке об отчуждении.
На практике самое распространенное основание — договор купли-продажи. Приобретение участка по договору мены или по иной сделке по отчуждению имущества встречается редко.
Учтите, что при уступке прав по договору купли-продажи объекта недвижимости право собственности на него должно переходить на основании названного договора, а не соглашения об уступке. Последнее не является сделкой об отчуждении.
Возникновение права собственности по решению суда о приобретении земли в силу приобретательной давности.
Приобрести участок, не находящийся в публичной собственности, можно в силу приобретательной давности, если вы добросовестно, открыто и непрерывно владеете им не по договору в течение 15 лет. При этом участок должен принадлежать иному лицу на праве собственности или быть бесхозяйным.
Чтобы возникло право собственности по приобретательной давности, вам нужно обратиться в суд. Если прежний собственник участка известен, подайте иск о признании права собственности, если неизвестен — заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Судебный акт об удовлетворении такого иска или заявления об установлении факта является основанием для регистрации права собственности.
Однако на практике приобрести земельный участок в силу приобретательной давности вряд ли удастся. Если земля не находится в частной собственности или собственности муниципальных образований, то она принадлежит государству, а значит, не является бесхозяйной. А за самовольное занятие земельных участков предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1 КоАП РФ).
Возникновение права собственности при образовании нового земельного участка.
Право собственности на землю возникнет при образовании нового земельного участка или изменении имеющегося (п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ). Это происходит при разделе, выделе, объединении или перераспределении земельных участков.
Например, при объединении двух земельных участков в один у вас возникнет право собственности на образованный земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образованный участок у них возникает право общей собственности (п. п. 2, 3 ст. 11.6 ЗК РФ). При этом исходные земельные участки прекращают свое существование с даты госрегистрации права собственности на новый (п. 2 ст. 11.2, п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Возникновение права собственности в связи с реорганизацией юридического лица.
Действия граждан и юридических лиц также могут быть основанием для возникновения права собственности. К ним можно отнести, например, реорганизацию юридического лица.
Если вы являетесь правопреемником реорганизованного юридического лица, то право собственности на принадлежавший ему земельный участок перейдет к вам.
Может ли право собственности на земельный участок возникнуть из решения собрания
Нет, поскольку решение собрания может быть основанием для возникновения прав только в случаях, предусмотренных законом. При этом в законе должно быть указано, что собрание вправе принимать решение о возникновении права собственности, а решение должно быть обязательным для всех, кто вправе участвовать в собрании.
В настоящее время нет закона, предусматривающего случаи, когда решение собрания является основанием для возникновения права собственности в отношении земельных участков.
Но, например, решение собрания может быть необходимо для возникновения права собственности при образовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности путем выдела. Такое решение не является основанием для возникновения права собственности на вновь образованные участки в смысле пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ. В данной ситуации основанием будут являться действия граждан и юридических лиц (пп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Читать еще:  Статья 52 ЗК РФ

Статья 51. Особенности отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности

Граждане, являющиеся собственниками земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам на основании заявлений собственников по решению местного исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией, а также гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Негосударственные юридические лица Республики Беларусь, являющиеся собственниками земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетам на основании заявлений собственников по решению местного исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией, а также гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Отчуждение местным исполнительным комитетам земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных их собственникам без внесения платы, не производится, за исключением случая, когда земельный участок предоставлен без внесения платы взамен изъятого для государственных нужд. Земельные участки, предоставленные их собственникам без внесения платы, могут быть добровольно переданы в государственную собственность в порядке, предусмотренном статьей 54 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности, кроме случаев отчуждения жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос.

Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и находящиеся в частной собственности граждан, могут отчуждаться соответствующему исполнительному комитету либо гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа или в ином населенном пункте, находящемся на территории соответствующего сельсовета.

Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), за исключением:

отчуждения земельных участков областному, Минскому городскому, городскому (города областного, районного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

отчуждения земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями.

Отчуждение земельных участков и расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений осуществляется одновременно, за исключением отчуждения указанных строений на снос.

В пригородных зонах г. Минска и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, а также отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам.

Особенности отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности граждан

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом многих сделок: купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки. Заключение таких договоров возможно в соответствии с гражданским и земельным законодательством Республики Беларусь с учетом ряда ограничений.

Достаточно часто у граждан возникают вопросы, с которыми они обращаются, в том числе, в адрес юридических консультаций, о том, в каких случаях и в каком порядке допускается продажа или дарение принадлежащих им на праве собственности земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, возможно ли продать земельный участок при отсутствии на нем зарегистрированного строения и т.д.

Основные нормы, касающиеся отчуждения земельных участков, которые находятся в частной собственности, содержатся в статье 51 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Граждане, являющиеся собственниками земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам на основании заявлений собственников по решению местного исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией, а также гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Следует отметить, что регулирование земельных отношений осуществляется по принципу единства земельного участка и расположенных на нем капитальных строений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности, кроме случаев отчуждения жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос.

Отчуждение земельных участков и расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений осуществляется одновременно, за исключением отчуждения указанных строений на снос.

Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), за исключением:

отчуждения земельных участков областному, Минскому городскому, городскому (города областного, районного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

отчуждения земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями.

Отсюда следует, что, если в собственности у гражданина имеется земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома, с незавершенным строением, — необходимо сначала обратиться за консервацией объекта незавершенного строительства, и только после получения необходимых документов совершать сделку по отчуждению земельного участка.

Однако существуют некоторые ограничения по отчуждению земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и расположенных на них объектов.

Так, не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Читать еще:  Кому принадлежит приглянувшийся земельный участок

При отказе местного исполнительного комитета от приобретения земельных участков, полученных гражданами как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, а также объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), отчуждаемых до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, незавершенных законсервированных строений, отчуждение указанного недвижимого имущества осуществляется с разрешения этого исполнительного комитета в исключительных случаях (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) при условии:

полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;

выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на девяносто девять лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок менее чем девяносто девять лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на девяносто девять лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

Данные ограничения предусмотрены статьей 51-1 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года № 425-З (в редакции от 24 октября 2016 года).

При отчуждении земельных участков, находящихся у граждан в собственности и предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и для коллективного садоводства, также имеются некоторые нюансы.

Так, земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и находящиеся в частной собственности граждан, могут отчуждаться гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа или в ином населенном пункте, находящемся на территории соответствующего сельсовета.

В пригородных зонах г. Минска и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, а также отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам.

Необходимо знать, что при оформлении в нотариальном порядке договоров (в случаях возмездного отчуждения земельных участков) стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, устанавливается в соответствующих договорах, а при отчуждении местным исполнительным комитетам — в соответствующих решениях данных исполнительных комитетов и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков, определенной исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату подписания договора или принятия решения. Отчуждение местным исполнительным комитетам земельных участков, за которые собственниками при их предоставлении была внесена часть кадастровой стоимости, производится по цене, соответствующей этой части кадастровой стоимости, определенной исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия решения о прекращении права частной собственности на земельный участок.

Несмотря на общие постулаты в отношении регулирования земельных отношений, к рассмотрению каждой отдельно взятой ситуации требуется индивидуальный подход, изучение соответствующих документов и, в случае необходимости, во избежание возникновения проблемы в будущем, своевременное обращение за оказанием квалифицированной юридической помощи.

О.Р. Ишкинина, адвокат юридической консультации
Кобринского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Статья 52 ЗК РФ. Условия и порядок отчуждения земельного участка

Новая редакция Ст. 52 ЗК РФ

Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Комментарий к Статье 52 ЗК РФ

Комментируемая статья не играет самостоятельной роли и является, по сути, оговоркой. Она введена в главу VII ЗК с единственной, на наш взгляд, целью — распространить (или даже скорее подтвердить) изъятие из оборота или ограничение в обороте земельных участков в соответствии с правилами ст. 27 ЗК применительно к договорам купли-продажи (особенно в процессе приватизации), мены и дарения. С этой точки зрения ст. 52 ЗК является частью самого крупного в ЗК комплекса норм о возникновении прав на землю (глава V ЗК). См. также комментарий к ст. 27 ЗК РФ.

Другой комментарий к Ст. 52 Земельного кодекса Российской Федерации

Под отчуждением имущества (земельного участка) понимается передача его собственником в собственность другим лицам на основании соответствующих договоров. Отчуждение представляет собой один из способов осуществления собственником своего правомочия распоряжения земельными участками. Правовой формой осуществления отчуждения земельных участков является совершение сделок с ними, в результате чего происходит или в некоторых случаях становится возможным переход права собственности.

Комментируемая статья формулирует основной принцип правового регулирования отчуждения земельных участков. Порядок отчуждения земельных участков регулируется гражданским законодательством. Однако при отчуждении земельных участков должны учитываться те ограничения оборота земли, которые предусмотрены в ст. 27 ЗК РФ, а также особенности совершения некоторых сделок с земельными участками, которые содержатся в ЗК РФ.

В земельном законодательстве предусмотрены ограничения на совершение сделок с земельными участками. Так, земельные участки, изъятые из оборота и указанные в ст. 27 ЗК РФ, не могут быть предметом сделок. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть переданы в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку земельные участки являются недвижимым имуществом, то при их отчуждении должны соблюдаться требования Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности отчуждения земельных участков установлены в некоторых федеральных законах. Так, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» специально посвящена отчуждению земельных участков. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Читать еще:  Какие документы нужны на продажу земельных участков

Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ВдК пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.

Статья 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязывает лицо произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры.

Условия совершения сделок кооператива с земельными участками установлены в ст. 38 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков и основных средств кооператива совершаются в соответствии с п. 3 ст. 20 названного Закона. Пункт 2 ст. 20 указанного Закона относит к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива рассмотрение и принятие решений по вопросам отчуждения земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок, если решение по этому вопросу этим Федеральным законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива.

Как установлено в п. 3 ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Путин добавил в ЗК шесть новых глав, а в ГК – статью об отчуждение недостроя у бывшего арендатора

Президент РФ Владимир Путин подписал правительственные поправки в Земельный кодекс РФ, которыми упрощается порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сообщает пресс-служба Кремля.

Земельный кодекс дополняется шестью новыми главами, содержащими 36 статей, при этом вносятся значительные изменения в действующие статьи. Кроме того, вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ и 33 нормативных акта.

Законом устанавливается новый порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Определяются особенности приобретения земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

В частности, согласно документу, продажа земельных участков, а также заключение договоров аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов. Расширяется возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по некоторым специальностям в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ.

Кроме того, уточняются правовые нормы, определяющие само понятие «земельный участок», устанавливающие порядок их образования, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия земельных сделок.

Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ. Одним из основных нововведений является возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

ГК РФ дополнен статьей, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

С текстом Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Отчуждение земельного участка

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Отчуждение земельного участка — это передача прав собственности владельцем данной территории иному лицу либо изъятие этого надела против воли собственника.

Отчуждение земельного надела может быть добровольным или принудительным. Оно может проводиться с возмещением стоимости земли или безвозмездно.

Закон гласит, что такое действие подразумевает прекращение права частной собственности на участок.

Если владелец решил передать свой надел, часть территории или долю другому лицу во временное пользование (сдав в аренду, оформив доверительное управление), это не является отчуждением. Ведь при таких действиях не передаются все права собственности на данную территорию.

Вот какие могут быть основания для отчуждения:

  • административные акты;
  • сделки;
  • решения суда;
  • нецелевое использование земли и т.д.

Отчуждение наделов бывает добровольным или принудительным

Добровольное действие подразумевает передачу земли по желанию собственника, например, по завещанию, в результате обмена, купли-продажи, дарения. При добровольном волеизъявлении прежнего владельца надела право собственности на этот участок переходит к другому лицу.

При принудительном отчуждении право собственности отбирают у прежнего хозяина земли без его согласия. Оно передается иному физическому или юридическому лицу, независимо от волеизъявления бывшего владельца. Это возможно, если надел подлежит конфискации, согласно решению органа правосудия, после проведения судебного процесса, если вверенная территория необходима для городских, региональных либо государственных нужд и т.д.

Также можно проводить отчуждение, используя безвозмездный или возмездный путь. Выбор не зависит от того, в принудительном или добровольном порядке проводится данная процедура.

Возместить полную или частичную стоимость владельцу участка могут как при изъятии этой территории в принудительном порядке, так и в том случае, если процедура проводится добровольно

Сделки без выплаты компенсации — это завещание и дарение. Помимо этих добровольных действий, безвозмездное отчуждение возможно при принудительном изъятии территории.

Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности

При добровольной передаче, продаже, дарении участка соблюдаются интересы частного собственника. Если эта территория необходима для нужд государства, ее обладатель получит компенсацию в виде денежных выплат или другого надела.

Чтобы владелец не лишился своего надела, который у него заберут на безвозмездной основе, частный собственник обязан:

  • использовать землю по назначению. Применяемые частным собственником способы эксплуатации вверенной ему территории не должны приводить к отрицательному влиянию на окружающую среду. Лучше, если от его деяний будет только польза;
  • сохранять специальные знаки (геодезические, межевые и иные), которые были установлены ранее законным путем;
  • пользоваться водными, лесными, иными природными объектами, соблюдая принципы охраны окружающих земель;
  • эксплуатировать территорию, следуя нормам закона;
  • если в договоре прописано, что частный собственник должен осваивать землю, нужно делать это в оговоренные сроки;
  • вовремя вносить платежи за свой участок;
  • не захламлять, не загрязнять территорию, не проводить мероприятий, которые способствуют ухудшению плодородия земель (касается некоторых категорий почв);
  • при использовании частного надела соблюдать противопожарные, санитарные, гигиенические, градостроительные, экологические требования.

Также необходимо следовать другим регламентам, прописанным в договоре. Например, если на вверенном участке не предусмотрено сооружение дома, не следует возводить на нем такое строение.

Территория должна отчуждаться с использованием соответствующих законодательных актов гражданского права.

Как провести отчуждение земельного участка?

Данный процесс подразумевает выполнение следующих процедур:

  • составление и последующее заключение договора, касающегося отчуждения земли;
  • регистрацию документа в Управлении госрегистрации кадастра и картографии.

Если собственник нарушил пункты договора, ненадлежащим образом эксплуатирует участок, это может привести к отчуждению

Для судебного разбирательства достаточно написать заявление в суд, изложить суть дела, приложить документальные доказательства того, что территории наносится явный вред. Тогда отчуждение будет принудительным, и виновнику не только не выплатят компенсацию за отобранный надел, но еще и могут присудить штраф за нарушение закона. Поэтому нужно соблюдать порядок эксплуатации земельных участков, следовать нормам права.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector