Zavialovo.ru

Юридическая консультация
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли суд правоохранительным органом

MosOpen.ru — Электронная Москва

Устав города Москвы

Глава 8. Судебная власть и правоохранительные органы

Статья 50. Судебная власть

1. Правосудие в городе Москве осуществляется только судом.

2. Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации и включает в себя Московский городской суд, районные суды, Арбитражный суд города Москвы, Уставный суд города Москвы, мировых судей, другие судебные органы, учрежденные в соответствии с федеральным законом.

Статья 51. Уставный суд города Москвы

1. Уставный суд города Москвы рассматривает вопросы соответствия законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу города Москвы, а также дает официальное толкование Устава города Москвы.

2. Порядок формирования и деятельности Уставного суда города Москвы определяется законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

Статья 52. Прокуратура

1. Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, принимают меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности.

2. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

3. Прокурор города Москвы назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Московской городской Думой и Мэром Москвы. Порядок согласования устанавливается законом города Москвы.

Статья 53. Полиция и иные органы внутренних дел

1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности в городе Москве осуществляются полицией и иными органами внутренних дел, организация и порядок деятельности которых определяются федеральным законодательством.

2. Полиция и иные органы внутренних дел в своей деятельности руководствуются федеральным законодательством, а также законами города Москвы по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

3. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностные лица, общественные объединения, организации оказывают содействие полиции и иным органам внутренних дел в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.

Правоохранительные органы

Под правоохранительными понимаются государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Иными словами, это вся система судебных и иных органов, осуществляющих охрану правопорядка.

Существуют различные трактовки термина «правоохранительные органы». Так, одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреблять данный термин применительно ко всем без исключения органам, непосредственно стоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, разумеется, их особенности в зависимости от того, к какому из рассмотренных выше «блоков» они принадлежат. Другие высказываются за более узкую трактовку данного термина, считая, что суд не входит в число правоохранительных органов. Но дело, конечно, не в терминологии. Главное — улучшение работы всей системы рассматриваемых в данном параграфе органов, оптимальная отдача каждого из них, что является необходимым условием поддержания законности и правопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всех форм собственности, повышения эффективности мер против преступности и иных правонарушений.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для юрисдикционных (от лат. — суд, судопроизводство) органов — суда, прокуратуры, инспекций, для органов контроля.

В правоохранительной деятельности важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующих полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устранение возможных ошибок и неправильных решений. Правосудие в государстве осуществляется только судом.

Структура судебной власти

В системе ветвей государственной власти судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, трудовых, семейных и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных нрав и интересов граждан и организаций.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции:

  • суды общей юрисдикции(общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела;
  • суды специальной юрисдикции(специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд);
  • административные судыв основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов пока нет, хотя предложения об их создании активно рассматриваются).

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, состязательность, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Одновременно он исполняет функции конституционного суда.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:

  • • Конституционный Суд РФ;
  • • Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции;
  • • Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами государственной власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура

Под прокуратурой (от лат. procuro — забочусь) понимается единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Органы прокуратуры:

  • — осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • — действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • — информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Читать еще:  Судам придется определять порядок общения отцов с детьми

Нотариат

Под нотариатом (от лат. — писец, секретарь) понимается система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. В данную систему входят: а) нотариальные органы Министерства юстиции РФ; б) министерств юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации; в) управлений юстиции субъектов РФ; г) нотариусы, занимающиеся частной практикой; д) должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений; е) другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других — государственными и церковными нотариусами (в частности, в Великобритании). В США нотариальные функции возложены па государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Билет №7

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  1. органы судебной власти;
  2. прокуратура;
  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­рации» действует следующая система судов:

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото­рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест­вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз­главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе­дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании правасобственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».
Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­тельности;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­данина;
  • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;
  • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
  • организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­венной охраны имущества и организаций;
  • управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.
Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.
Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­комить одноклассников.

Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:

  1. близко расположены к школе;
  2. тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­да», исторический центр города и т.д.);
  3. хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

2. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­тернет).

3. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­вать.

4. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ции PowerPoint.

5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам.

Для посещения учреждений культуры:

  • С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
  • Довести информацию до сведения одноклассников.
  • Организовать покупку билетов для желающих.

9. Суд как орган судебной власти

9. Суд как орган судебной власти

Читать еще:  Возможна ли уплата госпошлины иным лицом

Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти : Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Читайте также

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством Деятельность Минсельхоза регулируется положением «О Министерстве сельского хозяйства» от 24 марта 2006 г. Министерство

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки

§ 1. Транспарентность судебной власти — исходные предпосылки Цели расширения сферы транспарентности судебной деятельности в развивающемся миреПризнание транспарентности необходимым условием деятельности судебной системы является одной из наиболее последовательных

8. Понятие судебной власти

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Конституционные основы судебной власти в РФ

Конституционные основы судебной власти в РФ Конституционные принципы судопроизводства в РФ провозглашаются в гл. 7 Конституции и развиваются в соответствующих законах. Эти принципы следующие:? правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;? судебная

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось Уже говорилось о том, что передача Крыма Украине произошла в директивном, закрытом порядке высшим партийным органом, причем мимоходом, одиннадцатым

Является ли суд правоохранительным органом

Граждане России сегодня лишены права на честный и беспристрастный суд. Судебная система подвержена сильнейшему административному давлению и заражена коррупцией, в ней установлена бюрократическая вертикаль, несовместимая с подлинным правосудием и обслуживающая интересы силовых ведомств и тех, в чьих руках сосредоточена политическая власть.

В первую очередь мы должны отменить систему, при которой судей отбирает администрация президента.

России необходима подлинная судебная реформа, в результате которой судебная система станет независимой от исполнительной власти, а граждане России — равны перед законом. Такая система не возникнет сразу, она потребует серьезной, продолжительной и подробной разработки с участием судейского сообщества и общественных организаций. Но уже сейчас необходимо сделать первые шаги по укреплению судебной власти и очищению судебной системы. Для этого необходимо:

  • Сделать более прозрачной и эффективной систему назначения судей, ужесточив формальные требования к кандидатам, исключив влияние председателей судов на процедуры отбора и усилив роль органов судейского сообщества. Необходимо назначить 4-летний карантин для кандидатов в судьи — выходцев из правоохранительных органов и аппарата судов.
  • Наличие адвокатской практики и/или опыта работы в негосударственной сфере должно стать одним из ключевых критериев при назначении на должность судьи.
  • Ввести процедуру избрания мировых судей населением.
  • Обеспечить финансовую независимость судебной системы, передав полномочия по распоряжению бюджетными средствами судебному департаменту — единому для всех органов судебной власти вспомогательному органу.
  • Демонтировать несовместимую с правосудием «судебную вертикаль», радикально изменив институт председателей судов. Председатели судов должны меняться на основе механизма ротации через каждые два года или избираться на такой же срок без права переизбрания. Распределение дел между судьями должно подчиняться четким правилам или осуществляться на основе жребия. Хозяйственные функции должны быть переданы судебным департаментам; техническая организация работы судов — администратору суда, не являющемуся судьей. Работа квалификационной коллегии судей станет публичной и прозрачной, председатели судов во время исполнения полномочий не будут участвовать в их работе.
  • В рамках судебной реформы необходимо провести полную ротацию состава Верховного суда, а также люстрацию судей, уличенных в участии в неправосудных, заказных и политических процессах (для рассмотрения заявлений потерпевших по таким процессам должна быть создана специальная судейская палата).
  • Важным шагом на пути возвращения доверия к судам станет децентрализация судебной системы на основе дальнейшей специализации. В частности, будет отменено слияние Верховного и Высшего арбитражного судов. Предлагается также ввести институт судебных следователей, который позволит проводить независимые экспертизы и проверки материалов в процессе судебного разбирательства. Следует организовать судебные округа для судов апелляционной и кассационной инстанций (не совпадающие с границами субъектов Федерации).
  • Необходимо ввести запрет на рассмотрение дела по существу тем же судьей, который принимал решение об избрании предварительной меры пресечения и рассматривал жалобы на ведение расследования в порядке надзора.
  • Деятельность судебной системы станет доступна для контроля со стороны судейского сообщества и общественности. Для этого предлагается ввести обязательную аудио- и видеозапись всех судебных заседаний, придав таким записям статус официальных документов.
  • Наряду с ужесточением мер по борьбе с коррупцией необходимо осуществить гуманизацию системы уголовного права: провести модернизацию статей, связанных с экономическими преступлениями, сократить «вилки» наказания. Основным принципом отправления правосудия станет восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям, предусматривающий компенсацию нанесённого ущерба взамен карательных мер.
Читать еще:  Установление родства

2. Правоохранительные и силовые органы

Правоохранительные органы — каркас всей системы государства. Их задача — обеспечить безопасность граждан и неукоснительное исполнения закона всеми. Авторитарно-коррупционный режим, установившийся в России, использует правоохранительную систему как своего «сторожевого пса», средство перераспределения экономических благ и собственности, преследования неугодных и ограничения народовластия.

Необходимо вернуть правоохранительным органам сознание своей государственной миссии, самоуважение и доверие населения, избавить их от диктата олигархии, коррупции и политических функций.

Сегодня правоохранительная система, с одной стороны, находится в условиях гиперцентрализации и в результате — под грузом чрезмерного бюрократического контроля сверху, а с другой стороны, никак не зависит от оценки своей деятельности «снизу» — гражданами России. Это порочная ситуация ведет к деградации правоохранительной системы.

Для исправления положения предлагаются следующие первоочередные меры:

  • Будет образован постоянный комитет Думы и Совета Федерации по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Членами комитета не могут быть бывшие сотрудники правоохранительных органов. В функции комитета входит организация системы общественного контроля деятельности полиции. Эта система будет независима от структур исполнительной власти и будет опираться в своей деятельности на систему независимого мониторинга, опросы общественного мнения и обращения граждан.
  • Реформа правоохранительных органов должна отвечать задачам федерализации и децентрализации контроля за их деятельностью. Глава Следственного комитета назначает руководителей региональных управлений Следственного комитета, Генеральный прокурор — окружных прокуроров федеральных округов, объединяющих несколько субъектов Федерации. Глава регионального управления МВД утверждается региональным органом законодательной власти по представлению главы МВД, глава муниципальной полиции — муниципалитетом по представлению главы регионального управления МВД.
  • Главы региональной и муниципальной полиции отчитываются о своей деятельности перед соответствующим органом власти, который может выразить им недоверие. Будет введен институт опроса общественного мнения (плебисцита) по доверию муниципальной и региональной полиции, проводимый по требованию депутатов муниципалитета или регионального собрания, а также по требованию граждан.
  • Будет проведена структурная реформа полиции, направленная на сокращение аппарата управления, выведение за штат технических служб, сокращение общей численности сотрудников полиции, освобождение полиции от излишних функций и полномочий; функции ГИБДД будут переданы региональным и муниципальным управлениям полиции; будет снята бюрократическая нагрузка с оперативных сотрудников, отменена «палочная система», объём статистической отчётности будет снижен в разы.
  • Подразделения ОМОН будут возвращены под управление МВД, численность Национальной гвардии будет резко сокращена.
  • Важнейшей функцией внешнего контроля полиции будет искоренение порочной и противозаконной практики пыток. Система наказаний за такие преступления будет ужесточена.
  • Важнейший фактор улучшения работы правоохранительных органов — ревизия законодательства на предмет выявления заведомо неопределенных, допускающих различные толкования составов преступления.
  • Необходимо уточнить полномочия и функции прокуратуры. Её основными функциями должны стать: надзор за следствием и дознанием, поддержание обвинения в суде и надзор за соблюдением федеральных законов, прав и свобод человека органами власти субъектов Федерации и муниципальными органами власти. Функции общего надзора, дублирующие полномочия профильных органов власти, должны быть исключены.
  • ФСБ должна быть лишена функций политического сыска, законодательство, регламентирующее ее деятельность, будет существенно уточнено; будет отменён статус сотрудников действующего резерва.
  • Мы выступаем за полный переход к контрактно-добровольной армии. Основным фактором безопасности России является профессиональная армия. Призывная армия неэффективна и слишком дорого обходится обществу. Для тех, кто желает проходить службу в армии, будет введена форма первичного контракта, обеспечивающая возможности для дальнейшего образования и профессионального роста.

3. Гуманизация правосудия

России необходима гуманизация уголовного законодательства и реформа пенитенциарной системы, которая демонтирует систему экстра-судебных репрессий и «фабрику преступников». Для этого, в частности, необходимо:

  • Провести ревизию Уголовного кодекса, направленную на уточнение составов преступлений, смягчению наказаний по целому ряду составов, особенно в экономической сфере, сокращению вилки наказаний, призванной уменьшить произвол при назначении наказаний, замене по ряду составов наказаний в виде лишения свободы на альтернативные формы наказаний, ужесточение оснований для досудебного содержания под стражей.
  • Ввести раздельное содержание осужденных по нетяжким статьям и совершивших правонарушение впервые и совершивших особо тяжкие преступления и отбывающих наказание во второй и более раз.
  • Искоренение практики пыток в системе исполнения наказаний, ужесточение законодательства в этой сфере, введение института уполномоченных по правам заключенных, развитие системы ОНК, в том числе — уточнение их прав, порядка работы и принципов формирования.
  • Провести широкую амнистию среди осужденных по экономическим преступлениям.
  • До суда под стражей должны содержаться только лица, несущие общественную опасность, содержание под стражей лиц, подозреваемых в экономических преступлениях, должно допускаться лишь в исключительных случаях.
  • Повышение эффективности борьбы с наркоторговлей требует кардинального пересмотра подхода к ней. Сегодня правоохранительные органы отчитываются посадками наркопотребителей, в то время как дистрибуторские сети наркоторговли (в том числе — пользующиеся поддержкой сотрудников государственных и правоохранительных органов) остаются неуязвимы. Необходимо перевернуть эту ситуацию, гуманизировав систему ответственности за приобретение и хранение «легких» наркотиков и сфокусировав усилия на борьбе с дистрибуцией и производством тяжелых наркотиков, несущих смертельную опасность гражданам и обществу.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector