Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков срок исковой давности по налоговому правонарушению

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1. Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

Исполнительный орган Фонда может обращаться в суд в порядке, установленном статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824).».

Пункты 20 — 22 считать, соответственно, пунктами 22 — 24.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Исполнительный орган Фонда должен предъявить исковое заявление о взыскании штрафов в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта (пункт 1 статьи 115 НК РФ).

В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно пункту 3 его статьи 46 налоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Статьей 113 установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 115 «Давность взыскания налоговых санкций» налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что срок давности взыскания налоговых санкций, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срока давности, указанного в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Исполнительный орган Фонда может обращаться в суд в порядке, установленном статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824).

(п. 21 введен Постановлением ФСС РФ от 22.03.2004 N 26)

С иском в суд о взыскании налоговой санкции налоговые органы, согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму санкции или пропустил срок ее уплаты, могут обратиться не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (пункт 1). Если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из статей 100, 101, 113 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Вопрос 6. С какой даты начинается исчисление шестимесячного срока давности взыскания санкции, предусмотренного ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 «О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов», — с даты составления акта или с даты окончания проверки.

3.15. В случае неуплаты начисленных штрафных санкций налогоплательщиком добровольно они подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с положениями статей 104 и 115 Налогового кодекса. Исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается налоговым органом по месту постановки на учет головной организации. При необходимости руководители (заместители руководителей) налоговых органов, должностные лица которых принимали участие в выездной налоговой проверке налогоплательщика — организации, обязаны обеспечить явку последних в суд для участия в судебном разбирательстве.

5. Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о приостановлении течения давностных сроков (ст. ст. 46, 115 и др.), решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке статьи 141 Кодекса должно приниматься в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 113 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 113 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П, с учетом разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 января 2017 г. N 1-П

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 113 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

ГАРАНТ:

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 января 2005 г. N 36-О, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, и лишать их гарантий, установленных настоящей статьей

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1.1 статьи 113 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Какой срок исковой давности по уплате налогов?

  • С чего начинается взыскание налоговых платежей с физических лиц
  • Срок исковой давности по налогам физических лиц
  • В каком порядке взыскиваются налоги с юридических лиц
  • Срок исковой давности по налогам юридических лиц
  • Сколько по налоговым правонарушениям составляет срок давности

С чего начинается взыскание налоговых платежей с физических лиц

Если гражданин не имеет статуса ИП, то взыскание с него налоговой задолженности происходит в судебном порядке. Начальный этап процедуры взыскания – направление в адрес физлица требования об уплате налога.

Срок выставления требования исчисляется со дня обнаружения задолженности (ст. 70 НК РФ). Он равен:

  • 3 месяцам по задолженности свыше 500 руб.;
  • 1 году по задолженности 500 руб. и меньше.
Читать еще:  Образец искового заявления; о взыскании неосновательного обогащения

Моментом обнаружения долга является следующий день после наступления срока внесения налогового платежа (п. 50 постановления пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013). Если же декларация с исчисленной суммой налога подана в ИФНС позже установленного срока, то считается, что задолженность обнаружена на следующий день после подачи декларации.

Важно: если налоговые платежи начислены по итогам налоговой проверки, то требование об их уплате ИФНС направляет должнику в пределах 20 рабочих дней после вступления в силу решения ИФНС по итогам ВНП или КНП.

Как правило, в требовании указывается временной промежуток, предоставляемый должнику для погашения задолженности. Если такой период не отражен, то в силу п. 4 ст. 69 НК РФ долг следует уплатить в пределах 8 рабочих дней с даты получения требования.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право на взыскание налоговой задолженности с физического лица в судебном порядке у налогового органа появляется:

  • если задолженность больше 3 000 руб., то в течение полугода после истечения срока удовлетворения налогового требования;
  • если долг равен 3 000 руб. или ниже этой суммы – в течение 6-месячного периода с того момента, как общая сумма долга по всем налоговым платежам превысит 3 000 руб.;
  • если в течение 3 лет (с установленного для исполнения налогового требования дня) сумма долга так и не станет выше 3 000 руб. – в течение полугода с момента истечения этого 3-годичного срока.

О течении сроков исковой давности в период эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

В каком порядке взыскиваются налоги с юридических лиц

Взыскание налоговой задолженности с юрлиц начинается так же и в те же сроки, что и с физлиц, – с выставления требования на уплату налога.

При неисполнении требования в большинстве случаев ИФНС взыскивает долг с организации, а также с ИП без обращения в судебный орган. Случаи, когда взыскание возможно только в судебном порядке, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ и являются исключениями из правила о бесспорном взыскании. К примеру, через суд взыскивается налоговый платеж, начисленный в связи с переквалификацией налоговым органом сделки налогоплательщика-организации.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Процедура взимания недоимки с юридических лиц и ИП регламентирована статьями 46, 47 НК РФ. В первую очередь ИФНС направляет в банк инкассовые поручения о списании средств со счетов должника. Это возможно в течение 2 месяцев с момента истечения срока, предоставленного для исполнения предварительно направленного требования. Пропуск этого срока влечет последствия:

  • инспекция лишается возможности бесспорно взыскать деньги со счетов;
  • ИФНС может в течение полугода обратиться за взысканием в суд.

Если средств на счетах будет недостаточно для полного погашения задолженности, ИФНС в течение 1 года после истечения срока требования выносит постановление о взыскании долга за счет имущества и направляет его в подразделение судебных приставов. При пропуске этого срока инспекция имеет возможность в течение 2 лет взыскать налоговую задолженность через суд.

Важно: в случае обращения ФНС с иском к должнику по причине пропуска срока бесспорного взыскания суд рассматривает дело по существу, оценивая правомерность начисления и правильность расчета налога (пп. 58, 59 указанного постановления пленума).

Сколько по налоговым правонарушениям составляет срок давности

Срок исковой давности по налоговым правонарушениям такой же, как и при взыскании долга по налогам и пеням. Рассмотренные выше правила и сроки в равной мере относятся и к процедуре взыскания штрафов, начисленных налоговой службой за нарушения в сфере налогов и сборов.

От исковой давности следует отличать давность привлечения к налоговой ответственности – период времени на вынесение налоговой инспекцией решения о начислении штрафных санкций. Этот срок, в силу ст. 113 НК РФ, составляет 3 года с момента совершения нарушения. А при назначении санкций за нарушения, предусмотренные ст. 120 или 122 НК РФ, давностный срок отсчитывается после окончания того налогового периода, в пределах которого они были совершены.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Срок на взыскание налогов с гражданина зависит от суммы задолженности:

  • если она больше 3 000 руб. – ИФНС может обратиться в суд в течение полугода после окончания срока исполнения требования;
  • если долг не превышает эту сумму, то давностный срок определяется по особым правилам, закрепленным в п. 2 ст. 48 НК РФ.

При судебном взыскании налоговой задолженности с ИП и организаций срок давности равен:

  • 6 месяцам – при взыскании долга за счет средств на расчетных счетах;
  • 2 годам – при обращении взыскания на другое имущество должника.

Кому помог арбитражный суд?

Разбирая конкретный кейс

Фабула налогового спора по делу А76-12919/2018 подробно описана в решении Арбитражного суда Челябинской области от 11 сентября 2018 г.

В ходе выездной налоговой проверки за 2014-2016 г. налоговый орган выявил ошибку, совершенную налогоплательщиком ранее – в 2012 г. Именно в этом налоговом периоде по правилам ст. 250 и подп.5 п. 4 ст. 271 НК РФ налогоплательщик был обязан отразить в налоговом учете внереализационный доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Налогоплательщик не оспаривал наличие неисполненной налоговой обязанности, но обратил внимание проверяющих, что период его налоговой ошибки выходит за рамки проверяемых периодов, а выездная налоговая проверка за 2012 г. не обнаружила этой ошибки. Инспекция доказывала, что не могла её выявить ранее по объективным причинам – в связи с недостаточностью налоговозначимой информации, представленной самим налогоплательщиком.

По закону списать просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщик должен либо после истечения срока исковой давности, либо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации организации-кредитора. По логике законодателя у налогоплательщика нет выбора: свои обязанности он должен исполнить в самую раннюю из этих дат.

Инспекция установила, что кредитор, с которым не расплатился налогоплательщик, был ликвидирован в проверяемом периоде (2016 г.). Этот факт и был положен в основание вывода инспекции о том, что событие налогового правонарушения состоялось в этом налоговом периоде. В итоге инспекция вынесла решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислила налогоплательщику налог, пени и штраф по п.1 ст. 122 НК РФ.

Несмотря на то, что суды трёх инстанций поддержали налоговый орган, нельзя согласиться с тем, что инспекция действовала по закону.

Взыскание налоговой недоимки

Согласно п.4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Ссылаясь на временную ограниченность проверяемого периода, суди признавали незаконным включение в решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности недоимок, образовавшихся ранее проверяемого периода; в отношении же ранее образовавшейся недоимки предусмотрен особый порядок взыскания, установленный в статьях 69, 70, 46 — 48 Кодекса.

Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскание недоимки в связи с истечением законных сроков, в т.ч. в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока, служит основанием для признания недоимки безнадежной к взысканию (п.3 ст. 59 НК РФ).

С учетом приведенных законных требований и правовых позиций судов у налогового органа в рассматриваемой ситуации возникли бы проблемы по взысканию недоимки, образовавшейся у налогоплательщика в 2012 г.

Для их преодоления инспекция настояла, что недоимка была выявлена своевременно и образовалась у налогоплательщика в проверяемом 2016 г., а не 4 годами ранее.

Начисление пени

Нетрудно заметить, что в этом деле интересы налогового органа вступили в противоречие с интересами бюджета. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ пеня (ст. 75 НК РФ) – это дополнительный платеж, компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога налогоплательщиком.

Если считать дату возникновения недоимки так, как считал налогоплательщик, то пеню следовало исчислять с 2013 года. По решению инспекции пеня начислена с 2017 г., т.е. налоговый орган «простил» налогоплательщику потери, которые понес бюджет за 4 года, в течение которых бюджет не получил фактически причитающегося ему налога на прибыль организации.

Такая «щедрость» налогового органа за счет бюджета обусловлена манипулированием сроками, имеющим исключительно ведомственный интерес проверяющих – во что бы то ни стало защитить возможность взыскания «застарелой» недоимки в рамках процедуры проведения последней выездной налоговой проверки.

Привлечение к налоговой ответственности

Ст. 113 НК РФ запрещает привлекать налогоплательщика к ответственности за свершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (завершения налогового периода) истекли 3 года. Законное исключение из правила – активное противодействие налогоплательщика в проведении налоговой проверки.

Читать еще:  Исправление недостатков искового заявления

В рассматриваемом случае этот факт не установлен, но суд признал законным решение о привлечении налогоплательщика к ответственности явно за пределами срока давности. Чем руководствовался при этом суд?

Сославшись на ст. 247, п. 1 ст. 248, п.18 ст. 250, подп. 21 п.1 ст. 251 НК РФ, ст. 196 ГК РФ, положения ст. 8 и 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, суд первой инстанции заключил, что поскольку непосредственно заявителем спорная задолженность не была включена в 2012 году в состав внереализационных доходов заявителя в связи с истечением сроков исковой давности, Инспекция правомерно указала о наличии у заявителя обязанности включить спорную задолженность в состав внереализационных доходов в связи с наступлением иного основания — исключение общества — кредитора из ЕГРЮЛ.

Не называя это прямо, суд «простил» налогоплательщику настоящее правонарушение, совершенное в 2012 г. и наказал за искусственное, якобы совершенное в 2016 г.

Кроме того, суд округа заключил, что доначисление спорной суммы налога на прибыль организаций не повлекло нарушение прав налогоплательщика, поскольку не установлены обстоятельства, свидетельствующие об определении необоснованных налоговых обязательств, а также повторном учете одной и той же суммы.

Кому помог суд?

Такой «компромисс» суда незаконен и противоречит не только частным, но и публичным интересам.

Не защищен законный интерес налогоплательщика на правовую определенность, право не подвергаться налоговой ответственности за пределами сроков давности.

Публичные интересы сформулированы законодателем как задачи судопроизводства в арбитражных судах.

При сопоставлении итогов рассмотрения арбитражными судами вышеприведенного налогового спора с законными задачами арбитражного судопроизводства видно, что эти задачи не решены.

Не защищены и законные интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на получение компенсации потерь казны (пени) в результате недополучения налоговых сумм в срок в ситуации задержки уплаты налога нам прибыль организации.

Не решена и задача укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконные действия налогоплательщика не повлекли законной реакции налогового органа.

Участники налоговых правоотношений по итогам налогового спора не получили стимула к формированию уважительного отношения к закону и суду.

КС установил срок давности для налоговых преступлений

Постановлением от 14 июля 2005 года Конституционный суд РФ признал статью 113 Налогового кодекса РФ не противоречащей Конституции.

В соответствии со статьей 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года (срок давности). Поскольку начальный момент течения срока давности сомнений не вызывает, при анализе данной нормы специалисты фокусировали свое внимание на вопросе о том, когда же налогоплательщик считается привлеченным к ответственности за налоговое правонарушение, полагая, что полученный ответ позволит определить момент окончания течения срока давности.

По мнению одних, налогоплательщик считается привлеченным к ответственности с момента принятия решения налоговым органом (см.: Михайлова О. Р. Толкование норм налогового законодательства. Учебное пособие. Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2004. С. 89-90).

Другие утверждали, что налогоплательщик не может считаться привлеченным к ответственности до вступления в силу решения суда о взыскании санкции (см.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный). Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1999. С. 497-498).

Между тем данный вопрос актуален скорее для статьи 112 НК, которая признает совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, обстоятельством, отягчающим ответственность (пункт 2); лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (пункт 3). Вопрос о том, когда лицо считается привлеченным к ответственности, связан с применением налоговой санкции, что может иметь место принудительно (по решению суда) либо добровольно (по решению налогового органа). При этом лицо не может считаться привлеченным к ответственности, если, например, после принятия решения суда или налогового органа и до его исполнения вступил в силу закон, устраняющий ответственность за совершенное правонарушение.

Конституционный суд установил, что формулировка статьи 113 НК означает, что в отношении налогоплательщика не может быть запущен процесс привлечения к ответственности после истечения трехлетнего срока давности. Данный процесс имеет несколько стадий и начинается с момента обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта, который обладает чертами правоприменительного документа. Таким образом, акт проверки является конечной точкой для срока давности привлечения к ответственности и, одновременно, выступает начальной точкой отсчета для срока давности взыскания санкции (статья 115 НК). При этом взыскание санкции также входит в многостадийный процесс привлечения к ответственности.

Механизм привлечения к ответственности отличается от аналогичного механизма, принятого в уголовном праве. Конституционный суд указал на некоторые отличия ответственности за налоговые правонарушения. Во-первых, налоговые санкции определяются в процентном соотношении от суммы неуплаченного (подлежащего уплате) налога, а потому могут достигать не ограниченных конкретной суммой размеров. Во-вторых, санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, применяются не к должностным или иным лицам, ответственным за надлежащее исполнение налогоплательщиком своих налоговых обязанностей, а к непосредственным участникам налоговых правоотношений. Следовательно, ответственность за совершение налоговых правонарушений носит имущественный характер, ее введение направлено на восполнение ущерба казны от налогового правонарушения.

Некоторые специалисты идут еще дальше, говоря о том, что штраф, недоимка и пени образуют общий налоговый долг налогоплательщика (см.: Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. С. 315).

Важно также отметить, что в налоговом праве истечение срока давности рассматривается как обстоятельство, исключающее ответственность, в то время как в уголовном процессе и административном праве — как обстоятельство, исключающее производство по делу, т.е. оно отражает процессуальные последствия данного факта (см.: Российское налоговое право. Учебник для вузов /отв.ред. д.ю.н. Ю. А. Крохина. М., 2003. С. 496).

Таким образом, наряду с предельными сроками проверки и хранения отчетной документации, которые защищают налогоплательщика от взыскания недоимок и пеней, выявленных за их пределами, срок давности представляет собой дополнительную гарантию от неправомерного ограничения права собственности, т.е. от начисления денежных штрафов в условиях, когда налоговое правонарушение по времени значительно отстоит от факта его обнаружения. Но если этот факт обнаружен и зафиксирован на основе отчетной документации, хранящейся у налогоплательщика, денежный штраф подлежит взысканию.

По мнению некоторых налоговедов, принятая Конституционным судом интерпретация дает налоговым органам возможность заблаговременно прекращать течение срока давности путем составления неполноценных актов проверок и продолжать процесс выявления правонарушений в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако с такой оценкой нельзя согласиться. В постановлении подчеркивается факультативный характер таких мероприятий, цель которых — в уточнении обстоятельств, имеющих связь с обнаруженными в ходе проверки правонарушениями.

Конституционный суд указал на недопустимость прерывания срока давности (такое положение ранее было исключено законодателем). Вместе с тем, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью «вывести» правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока. Данный вопрос может быть решен по инициативе налоговых органов арбитражными судами, которые в соответствии с положениями действующего АПК принимают к рассмотрению и рассматривают по существу заявление о взыскании налоговой санкции независимо от пропуска срока давности.

Задолженность по налогам — сроки исковой давности

Считается, что обязанность граждан и организаций вовремя уплачивать налоги в бюджет не может быть отчуждена, равно как и не может иметь срока давности. Впрочем, если исключить моральную составляющую, долги по налогам ограничены сроками, в течение которых они могут быть истребованы через суд. Их принято считать сроком исковой давности.

Каков срок исковой давности по налогам и переплатам? Можно ли учитывать безнадежные долги и переплаты в целях налогообложения прибыли? Когда можно и нужно списывать безнадежные долги по налогам? Постараемся разобраться.

Когда подать в суд уже нельзя?

Вопреки распространенному мнению, сроки исковой давности устанавливаются вовсе не для спокойствия должников, которые выждав определенное количество лет, могут начать жизнь с чистого лица. Срок исковой давности — это мера защиты, прежде всего, пострадавшей стороны и существует он для того, чтобы можно было обратиться в суд даже по прошествии нескольких лет.

Напрашивается вопрос. Почему бы тогда не сделать возможность подавать в суд и взыскивать долг пожизненно?

Все довольно просто: чем больше времени с момента образования долга проходит, тем сложнее собрать доказательства вины. Поэтому срок исковой давности по гражданским правонарушениям, включающий все продления и уважительные причины, ограничен десятью годами с момента образования задолженности. В конце концов, если человек или организация несколько лет не заботились о взыскании долга, значит эти деньги им не так уж и нужны.

Читать еще:  ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ в контексте нового постановления Пленума Верховного суда РФ от № 43

Итак, ответственность физических, юридических лиц и ИП за образование задолженности по налогам имеет свой срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ, ст.113 НК РФ). По общему правилу он составляет тридцать шесть месяцев. Обратите внимание, мы не зря написали «ответственность». Дело в том, что 36 месяцев — это срок, после которого правонарушителю не могут быть предъявлены судебные обвинения в совершении налогового преступления.

Касаемо неуплаченных налогов (или не полностью уплаченных в следствие неправильного учета доходов и расходов) срок исковой давности отсчитывается с момента окончания налогового периода, в котором неуплата имела место быть. Например, если предприятие не заплатило авансовый платеж по налогу за первый квартал 2014 года, то срок исковой давности будет отсчитываться не с 01.05.2014 г., а с 01.01.15 г. согласно требованиям ст. 113 НК РФ.

Однако не путайте: срок исковой давности за совершение налогового правонарушения ( несвоевременная уплата налогов) и срок обращения с иском о взыскании в суд — далеко не одно и тоже.

Срок исковой давности по взысканию налога за счет:

  • денег предприятия или ИП составляет полгода по прошествии крайнего срока платежа (ст.46 НК РФ);
  • имущества предприятия или ИП — два года по прошествии крайнего срока удовлетворения требования об оплате (ст.47 НК РФ);
  • собственности физического лица в отношении долга превышающего 3 тыс. руб. — о прошествии полугода со дня истечения крайнего срока платежа по требованию фискального органа (ст.48 НК РФ).

В отношении долгов граждан, которые не превышают 3 тыс. руб., фискальный орган обязан дождаться либо пока накопленная сумма долга, пеней и штрафов по нему превысит 3 тыс. руб., либо (если этого так и не случилось) пока не пройдет 3 года, и лишь тогда подавать в суд. На все про все ему дается полгода со дня наступления одного из указанных событий. Такой же срок исковой давности и у неуплаченных вовремя штрафов.

Теперь немного о том, с какого момента следует считать срок исковой давности по взысканию долга по налогам. Фискальный орган далеко не сразу обнаруживает недоимку по налогу. Обычно это происходит в ходе сверки данных, поступивших о платежах из Федерального Казначейства с данными о начисленных налогах тому или иному плательщику. Со дня, когда налоговая служба обнаружила недоимку, она должна направить должнику требование об уплате (ст. 69 НК РФ).

Требование передается должнику либо лично, либо заказным письмом. Со дня передачи требования или через 6 дней после направления заказного письма требование будет считаться доставленным. Теперь у должника есть 8 календарных дней на уплату налогов по нему. Если через 8 дней задолженность не будет погашена, то со следующего за ними дня начинается отсчет срока исковой давности по взысканию недоимки.

Само собой, если фискальный орган сможет доказать, что срок подачи иска был пропущен им по уважительной причине, то такой срок продляется или восстанавливается.

Срок давности по переплате

Переплата по налогу, пеням или штрафам может быть зачтена в счет будущих платежей или возвращена плательщику. Если фискальный орган установил переплату, он обязан в десятидневный срок известить об этом плательщика. В свою очередь плательщик может либо написать заявление на зачет переплаты, либо обратиться за ее возвратом.

Возврат излишне уплаченной суммы (по вине плательщика) производится в течение 3 лет со дня установления факта переплаты (ст. 78 НК РФ). Если переплата случилась по вине налогового органа, то плательщик вправе истребовать ее либо подать иск в суд. Срок исковой давности по таким переплатам также составляет три года.

Списание налогов

Неуплаченные налоги и переплаты с истекшим сроком исковой давности списываются фискальным органов в порядке, указанном статьей 59 НК РФ.

Суммы переплаты по налогам и сборам, включая переплаты по имущественному, транспортному и земельному налогам могут быть списаны на внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ, ) в целях налогообложения прибыли, даже если срок исковой давности и срок обращения за взысканием по ним пропущен (на основании Постановления ФАС МО № Ф05-13700/2013 от 28.11.13 г.).

Чем обернется отмена срока давности по налоговым преступлениям?

В СМИ активно обсуждается инициатива Верховного Суда РФ об отмене срока давности за налоговые преступления. Хотя окончательного варианта документа нет, бизнес-сообщество уже готово рассматривать самые негативные сценарии развития ситуации.

Что подразумевают под налоговым преступлением

С точки зрения УК РФ, налоговым преступлением считается сокрытие и уклонения от оплаты налогов и сборов путем неподачи декларации, либо умышленное искажения в ней сведений.

Действующее законодательство предусматривает для таких ситуаций срок давности в 2 года (в особо тяжелых случаях – до 10 лет). Данная судебная практика была определена Пленумом Верховного суда в 2006 году и закреплена в Постановлении № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28.12.2006 г.

Срок давности по налоговым преступлениям: что изменилось?

Предлагаемая ВС РФ новая формулировка просто переносит дату отсчета срока давности. В такой трактовке преступление длится до момента полного погашения задолженности по налогам, наложенным штрафам и пеням – срока давности предусмотрено не будет.

Одновременно со сроками давности отменится и действие по положению об обратной силе закона, то есть станет возможным привлечение к уголовной ответственности предпринимателей, не оплативших налоги, например, в 2000 году, «задним числом».

При этом не совсем понятно, как именно разграничить уклонение от уплаты и сам факт неуплаты правильно начисленного налога. Как правильно определить ответственность – уголовную или административную? Как трактовать факт наличия долга по налогам – как преступление или административное правонарушение? Практика показывает, что уголовные дела зачастую открываются просто по суммам, указанным в актах проверки со стороны ФНС.

Мировая практика по экономическим преступлениям

Законодательство по экономическим преступлениям в мировой практике выглядит более жестким, но и более стабильным. Правовые системы большинства европейских стран регулируются Конвенцией об исковой давности, принятой в 1974 году, хотя и предусматривают различные сроки прекращения дел по налоговым преступлениям.

В Германии установлен стандартный срок давности в 3 года, однако по отдельным делам он может быть увеличен решением судьи. Началом отсчета при этом будет последний день года, в котором выявлено правонарушение. Швейцарское законодательство оперирует сроками в 10 лет, условия давности в США варьируются в зависимости от штата – от 3 до 6 лет.

Кого коснется новая инициатива по срокам давности?

Очевидно, что новая редакция Постановления № 64«О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28.12.2006 г. в основном направлена на пополнение бюджета и рассчитана на увеличение мотивации бизнеса к соблюдению законодательства. Но какой эффект будет получен в реале, пока не понятно.

В первую очередь, изменения затронут интересы организаций и предпринимателей, у которых есть арбитражная или судебная история. Пересмотр дел, инициированных ранее ФНС в части уплаты налогов и сборов, обеспечит дополнительные вливания в казну государства. Итоги для бизнеса при этом вполне очевидны.

По словам Председателя Совета директоров АО «Р-Фарм» и главы «Деловой России» Алексея Репика, каждой компании теперь придется планировать риски дополнительных налоговых претензий, и вместо инвестиций в бизнес, формировать резервы для их погашения. Такая неопределенная обстановка вынудит компании выбирать более консервативные стратегии развития и замораживать часть собственных активов.

Инициатива Верховного Суда может коснуться и физических лиц. Сроки давности по налогам, которые обязаны платить обычные граждане, не зарегистрированные как ИП, составляет 3 года. В рамках инициативы ВС долг станет бессрочным и может впоследствии перейти на наследников в виде непогашенных обязательств.

Возможные последствия

Предугадать последствия такой инициативы несложно. Существуют чисто технические вопросы, связанные с необходимостью внесения изменений в уголовное и налоговое законодательство. Как минимум, придется дополнять ст. 78 УК РФ в части определения сроков давности за экономические преступления. Изменить придется и Налоговый кодекс – непонятно, каким образом суд будет взыскивать недоимки, которые списаны в виде безнадежных долгов из-за прошедшего срока давности.

Изменение правовых норм в отношении одного вида преступлений будет выглядеть, по меньшей мере, странно. За кражу или другое бытовое преступление применяются сроки исковой давности, а за уклонение от налогов преступника будут преследовать пожизненно.

Для бизнеса это означает, прежде всего, повышение уровня бдительности по отношению к собственной ситуации с задолженностями и их ревизии, а также необходимость планирования дополнительных налоговых претензий. Проверка контрагента также должна будет проводиться еще более тщательно – особенно в части долгов перед контролирующими инстанциями, которые могут быть истолкованы как налоговые преступления.

Планируйте свою деятельность и сотрудничество с контрагентами тщательно! Используйте XFIRM для проверки контрагентов прямо сейчас!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector