Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок исковой давности по налоговому кодексу составляет

Срок исковой давности по налогам

Содержание:

Своевременно и в полном объеме выплачивать налоги обязанность всех физических и юридических лиц. За просроченные выплаты или отказ от уплаты налогов можно понести ответственность, вплоть до уголовной. Многих людей интересует ответ на вопрос: есть ли срок исковой давности по налогам? Под сроком давности подразумевается временной отрезок, когда налоговая может взыскать долги по налогам принудительно.

Есть ли срок давности по налогам?

Сроки давности по налогам не определены как таковые. Но все же, сроки выявления и взыскания задолженностей налоговой службой ограничены, что подкрепляется и судебной практикой. Если сроки проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией нарушены это веская причина не взыскивать задолженность с юридического или физического лица. Будет ли разбирательство с должником, зависит от ряда факторов типа сбора, статуса, размера долга.

Взыскиваемая сумма должна быть признана безнадежной, а после этого списаться налоговой. Таким образом, хоть сроки давности по неуплаченным налогам понятие весьма условное, возможность не выплачивать некоторые налоги все же существует. Срок налоговой давности составляет 4-6 лет с момента окончания налогового периода, во время которого возник долг. От чего зависит фактическая длительность срока? От того, в ходе какого контрольного мероприятия выявили долг. Также важен способ взыскания долга за счет денег или имущества неплательщика.

Из-за того, что в Налоговом Кодексе нет прямых и понятных норм о сроке исковой давности по уплате налогов, тяжело предсказать, какое решение примет суд. Иногда, судья берет в расчет нормы о сроке давности.

Чаще – используют нормы Гражданского кодекса, в том числе – о незаконном обогащении.

Поэтому желательно заручиться поддержкой опытного юриста. Специалист проанализирует шансы на успех и правильно составит судебный иск.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Если у вас есть задолженность по налогам ее можно квалифицировать как бессрочную. Но с другой стороны – предусмотрен определенный временной отрезок для взыскания налогов с физических лиц на:

  • транспорт;
  • имущество.

Например, долг по транспортному сбору списывается, если в течение 3 лет налоговая инспекция не получала деньги с налогоплательщика. То же самое касается оплаты НДФЛ. Если у вас большая и многолетняя задолженность по НДФЛ, фискалы могут потребовать взыскания суммы за весь период. Но на самом деле можно взыскать с них сумму только за последние 3 года. С другой стороны – налоговики имеют право требовать выплату не только текущей задолженности, но пеней и штрафов, что увеличивает сумму долга в несколько раз.

Срок исковой давности по налогам для юридических лиц

Если юридические лица имеют задолженность по налогам, им должны направить требование об уплате налогов. Если вы проигнорируете это требование, то долг взыщут без судебного разбирательства, в бесспорном порядке. Но если с лицевого счета фирмы взимается более 5 миллионов рублей, суд должен состояться.

А вы знали что мы предоставляем предоставляем юридические услуги по налоговому праву ?

Чтобы взыскать долг с компании, налоговая посылает в банки, где открыты счета должника инкассовые поручения, чтобы со счетов списывались средства по погашению долга. Если налоговики не успеют это сделать за 2 месяца, взыскать средства без суда у них не получится. Срок исковой давности по уплате налога юрлица – 6 месяцев. Средств на счету не хватает? Налоговики могут получить уплату по задолженности путем реализации вашего имущества. Если они пропустили этот период, то взыскать долг с юрлица можно только в судебном порядке. То же самое касается индивидуальных предпринимателей. В случае, когда человек вел предпринимательскую деятельность и решил закрыть бизнес, то выявленная позже недостача – не повод не выплачивать задолженность по налогам.

Какую ответственность несут физические и юридические лица, уклоняющиеся от выплаты налогов?

Исковая давность по налогам физических и юридических лиц действительно существует. Но надо трезво оценивать ситуацию и не пытаться избежать выплаты налогов. Законы РФ предусматривают жесткие санкции для тех, кто уклоняется от выполнения взятых на себя обязательств. В отношении к должнику могут быть применены:

  • наложение штрафа;
  • наложение пени;
  • арест;
  • принудительные общественные работы;
  • ограничение на ведение предпринимательской деятельности;
  • ограничение свободы передвижения.

Начисление пени происходит с первого дня просрочки. При этом неплательщику не запрещается вносить платеж в полном объеме, чтобы избежать более суровых штрафных санкций. Налоговый кодекс РФ предусматривает такие штрафы:

  • 20% — если задержка в выплате налогов непредумышленная;
  • 40% — если задержка в выплате налогов была преднамеренной.

Не забывайте, что если вы считаете, что срок давности налоговой задолженности наступил, а на самом деле это не так можно понести уголовную ответственность. Для физического лица применяется штраф до 500000 рублей или лишение свободы сроком до 3 лет. Для компаний – запрет на ведение предпринимательской деятельности, лишение свободы руководителя предприятия или полугодовой арест.

В силу того, что срок давности взыскания налогов в российском законодательстве определен неточно, судебное разбирательство может затянуться надолго. Чтобы отстоять свои интересы и доказать, что исковая давность по налогам прошла, заручитесь поддержкой опытного адвоката по налоговому праву для физических и юридических лиц. Специалист предоставит вам подробную консультацию, проанализирует шансы на положительный исход дела и выберет самую эффективную стратегию защиты интересов клиента.

«РБ Интеллект» коллектив юристов, имеющих огромный положительный опыт в сфере налогового права. Чтобы начать сотрудничать с адвокатом, заполните контактную форму на сайте, кратко описав проблему. Вместе мы обязательно добьемся успеха и отстоим ваши интересы в суде!

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1. Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

Исполнительный орган Фонда может обращаться в суд в порядке, установленном статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824).».

Пункты 20 — 22 считать, соответственно, пунктами 22 — 24.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Исполнительный орган Фонда должен предъявить исковое заявление о взыскании штрафов в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта (пункт 1 статьи 115 НК РФ).

В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно пункту 3 его статьи 46 налоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Статьей 113 установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 115 «Давность взыскания налоговых санкций» налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что срок давности взыскания налоговых санкций, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срока давности, указанного в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Читать еще:  Статья 181 ГК РФ

Исполнительный орган Фонда может обращаться в суд в порядке, установленном статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824).

(п. 21 введен Постановлением ФСС РФ от 22.03.2004 N 26)

С иском в суд о взыскании налоговой санкции налоговые органы, согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму санкции или пропустил срок ее уплаты, могут обратиться не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (пункт 1). Если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из статей 100, 101, 113 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Вопрос 6. С какой даты начинается исчисление шестимесячного срока давности взыскания санкции, предусмотренного ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 «О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов», — с даты составления акта или с даты окончания проверки.

3.15. В случае неуплаты начисленных штрафных санкций налогоплательщиком добровольно они подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с положениями статей 104 и 115 Налогового кодекса. Исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается налоговым органом по месту постановки на учет головной организации. При необходимости руководители (заместители руководителей) налоговых органов, должностные лица которых принимали участие в выездной налоговой проверке налогоплательщика — организации, обязаны обеспечить явку последних в суд для участия в судебном разбирательстве.

5. Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о приостановлении течения давностных сроков (ст. ст. 46, 115 и др.), решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке статьи 141 Кодекса должно приниматься в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

  • 31.01.2019
  • |
  • 12
  • |
  • 7732
  • |

Дата письма 31.01.2019

СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

Срок исковой давности в налоговых правоотношениях составляет 5 лет, то есть со дня совершения деяния, квалифицируемого : 1) в области налогообложения; 2) правонарушение в области защиты конкуренции; 3) правонарушение в сфере таможенного дела; 4) правонарушение в области законодательства о пенсионном обеспечении; 5) правонарушение в области законодательства об обязательном социальном страховании; 6) правонарушение в области законодательства о естественных монополиях.

Кроме того, в новом Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года срок исковой давности по налоговым обязательствам, в том числе по налогу на транспортные средства, сокращён с пяти до трёх лет. Правда, введение данной нормы в действие предусмотрено с 1 января 2020 года. Данные изменения были направлены на приведение в соответствие с Гражданским кодексом Республики Казахстан и Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Согласно статье 48 Налогового кодекса срок исковой давности составляет пять лет, орган налоговой службы вправе в течение пяти лет исковой давности по налоговому обязательству и требованию начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В свою очередь налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность, потребовать зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней, в случае образования излишне уплаченных сумм. Налоговый орган при этом обязан провести зачет и (или) возврат налогов и других обязательных платежей, пеней.

Согласно статье 99 Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает, «прекращение обязательства по уплате штрафа в силу истечения срока давности исполнения постановления». Сумма штрафа по постановлению о наложении административного взыскания за правонарушения в области налогообложения, пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного социального медицинского страхования, исполнение которого невозможно в силу истечения срока давности исполнения постановления (1 год), подлежит списанию налоговым органом с лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) на основании решения налогового органа не позднее 5 рабочих дней с даты вынесения такого решения.

Необходимо учесть, что согласно статьи 890 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан от 05 июля 2014 года постановление (предписание) об уплате штрафа не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу, а за правонарушения в области налогообложения и антимонопольного законодательства – в течение пяти лет (данная статья также предусматривает приостановление, прерывание и возобновление указанных сроков).

При этом согласно статьям 11 и 12 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 02 апреля 2010 года, если постановление (предписание) о наложении штрафа было предъявлено к судебным исполнителям, то указанные сроки прерываются. После возврата судоисполнителем этот срок возобновляется. Истекшее до этого время не учитывается.

Автор: И.о.руководителя юридического отдела УГД по Ауэзовскому району ДГД по городу Алматы Иманкасенов Д.Б.

Статья 102. Сроки давности и их применение

102.1. Контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 настоящей статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов в случаях, определенных настоящим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня (2555 дня в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса), следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной пунктом 133.4 статьи 133 настоящего Кодекса, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днем ее фактического предоставления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, плательщик налогов считается свободным от такого денежного обязательства, а спор, касающийся такой декларации и/или налогового уведомления, не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В случае подачи плательщиком налога уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня подачи уточняющего расчета.

102.2. Денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом пункта 102.1 настоящей статьи, если:

102.2.1. налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана;

102.2.2. должностное лицо плательщика налогов (физическое лицо — плательщика налогов) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.

102.3. Отсчет срока давности приостанавливается на любой период, в течение которого контролирующему органу согласно решению суда запрещено проводить проверку плательщика налогов или плательщик налогов находится за пределами Украины, если такое пребывание является непрерывным и равно или превышает 183 дня.

102.4. Если денежное обязательство начислено контролирующим органом до окончания срока давности, определенного в пункте 102.1 настоящей статьи, налоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства, может быть взыскан в течение следующих 1095 календарных дней со дня возникновения налогового долга. Если платеж взыскивается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

102.5. Заявление о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.

102.6. Предельные сроки для подачи налоговой декларации, заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате излишне уплаченных денежных обязательств, подлежат продлению руководителем контролирующего органа (его заместителем) по письменному запросу плательщика налогов, если такой плательщик налогов в течение указанных сроков:

Читать еще:  Оспаривание отцовства

102.6.1. находился за пределами Украины;

102.6.2. находился в плавании на морских судах за пределами Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

102.6.3. находился в местах лишения свободы по приговору суда;

102.6.4. имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в результате других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

102.6.5. был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Штрафные санкции, определенные настоящим Кодексом, не применяются в течение сроков продления предельных сроков подачи налоговой декларации согласно настоящему пункту.

102.7. Действие пункта 102.6 настоящей статьи распространяется на:

102.7.1. плательщиков налогов — физических лиц;

102.7.2. должностных лиц юридического лица в случае, если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Украины начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, а также вести бухгалтерский учет, составлять и подавать налоговую отчетность.

102.8. Порядок применения пунктов 102.6–102.7 настоящей статьи устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Плохие новости для бизнеса: чем грозит отмена сроков давности за налоговые преступления

Согласно проекту постановления Пленума Верховного суда, срок уголовной ответственности за налоговые преступления будет исчисляться не с момента неуплаты налогов, как раньше, а с момента их полной выплаты, включая недоимки. На практике это равносильно отмене срока давности по налоговым преступлениям, что, на наш взгляд, окажет самое серьезное негативное влияние на бизнес в стране.

В настоящий момент налоговые преступления регулируются нормами ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ, по которым срок давности составляет всего два года. То есть если, например, в 2016 году условная компания не заплатила налоги или страховые взносы, то ее руководству в первом квартале 2019 года переживать о привлечении юридического лица к уголовной ответственности уже не стоит.

Но вот если в ближайшее время на очередном заседании Пленума Верховного суда будет принят проект постановления о новой трактовке срока давности по налоговым преступлениям, то уголовное преследование вышеуказанной компании не будет прекращено до тех пор, пока она не переведет средства для уплаты налога, а также пени в размере того самого налога. Кроме этого, придется заплатить еще и штраф. Последний, согласно Налоговому кодексу РФ, не угрожал бы компании в связи с истекшим сроком давности. Подобных ужесточений стоит ожидать не только юридическим, но и физическим лицам. И здесь уже может оказаться совершенно неважно, забыл ли, к примеру, ИП уплатить страховой взнос два года назад или двадцать лет назад.

Юридический нюанс, на котором строится нововведение, состоит в том, от какого момента отсчитывать установленный по налоговым преступлениям срок давности. В общем случае закон требует отсчитывать его от момента «окончания преступления». В новой трактовке будет предполагаться, что налоговое преступление продолжается до тех пор, пока недоуплаченная сумма налогов не поступила в бюджет. Таким образом, фактически неуплата налога становится преступлением без срока давности.

Как это работает

Последний раз Пленум ВС вносил разъяснения по налоговым преступлениям в 2006 году. Именно так появилась судебная практика касательно определения двухлетнего срока давности по ст. 198 и 199 УК РФ. Кстати, тринадцать лет назад судьи как раз и разъяснили, что следует понимать под формулировкой «уклонение от уплаты налогов»: «Умышленные деяния, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное непоступление налогов в бюджет».

Сейчас же Верховный суд хочет дополнить это понятие, а именно: «Налоговое преступление следует считать оконченным с момента уплаты соответствующих налогов в установленный срок».

Конечно, Пленум Верховного суда не может изменить или отменить срок исковой давности по налоговым преступлениям (это возможно лишь путем внесения на рассмотрение в Государственную думу соответствующего законопроекта с поправками в УК РФ и УПК РФ). С другой стороны, если данное постановление Верховного суда будет принято, то оно полностью изменит порядок исчисления срока давности.

Такая трактовка рождает противоречия. Во-первых, если считать преступление оконченным в момент погашения недоимки, то что делать с примечанием к ст. 199 УК РФ, исходя из которого такие действия трактуются как деятельное раскаяние и основание для прекращения дела? И что тогда делать с действующим Налоговым кодексом, по которому безнадежная недоимка должна быть списана?

Во-вторых, как проводить разграничения между уклонением от уплаты налогов и факта неуплаты как такового? Согласно все той же ст. 199 УК РФ необходимо доказать наличие умысла на уклонение от оплаты налогов. Но по факту мы имеем дела, которые возбуждают не за предоставление внесенных в декларацию заведомо ложных налоговых сведений, а за факт неуплаты налогов. Вот и получается, что пока данная инициатива Верховного суда вызывает больше вопросов, чем ответов.

Кому это нужно

Естественно, жизнь не стоит на месте и изменения должны происходить в том числе и в судебной системе страны. Тем более что и дополнительные предпосылки вроде бы есть. Так, на прошедшем в мае этого года в Санкт-Петербурге Международном юридическом форуме (ПМЮФ-2019) Константин Чекмышев, заместитель руководителя ФНС России, неоднократно повторял, что налоговая недосчиталась значительной суммы налоговых сборов в 2018 году, и налоговики готовы на серьезные меры, чтобы исключить злоупотребления и сохранить бюджет страны.

В то же время, по словам главы налогового ведомства Михаила Мишустина, в 2018 году в консолидированный бюджет поступило налогов на общую сумму 21,3 трлн рублей, что больше налоговых сборов 2017 года на 4 трлн рублей. Количество собранных налогов увеличилось на 23%.

При этом рост налоговых сборов наблюдается не только по результатам 2018 года. Так, в 2017 году российскими налоговиками было собрано налогов на 20% больше, чем в 2016 году.

Таким образом, гражданская сознательность, помноженная на ряд положительных изменений в законодательстве (к примеру, специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан, который введен в Москве, Московской и Калужской областях и в Республике Татарстан), а также трудолюбие отечественных налоговиков дают положительный результат.

С другой стороны, естественно, любое налоговое ведомство в любой стране мира будет говорить именно о том, сколько налогов бюджет недосчитался. Это тоже часть их работы. Однако в нашем случае и положительную динамику нельзя не учитывать. И здесь напрашивается закономерный вопрос: насколько с учетом всего вышесказанного все-таки обоснована инициатива Верховного суда?

К чему это приведет

Если такая трактовка станет активно применяться в судебной практике, ничего хорошего для бизнеса ожидать не приходится, как и для экономики страны в целом. На фоне замедления мирового экономического роста, западных санкций, уменьшения прямых иностранных инвестиций бизнес будет все больше уходить в тень. А по данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, только в 2018 году доля теневого сектора российской экономики составила около 20% от ВВП, что составляет примерно 20 трлн рублей. Немаловажную роль играет здесь и силовое давление государства на бизнес. Один из примеров — история с задержанием в феврале этого года Майкла Калви, главы инвестиционного фонда Baring Vostok, когда хозяйственный спор иностранного и отечественного инвесторов вместо решения в арбитражном суде был перенесен в плоскость уголовного преследования.

Теневая экономика — это не только незаконная торговля наркотическими веществами или нелегальный ввоз товаров. Понятно, что с этими направлениями ведут борьбу силовые структуры. Однако теневая экономика — это еще и зарплаты «в конвертах» и скрытый доход юридических лиц. Именно эти сектора государство пытается плавно выводить из тени, и именно они после их легализации должны активно пополнять бюджет страны уплаченными налоговыми и страховыми взносами. Новая трактовка Верховного суда фактически противоречит этой логике развития экономики, и последствия такого решения могут оказаться очень серьезными.

Срок исковой давности 3 года с 1 января 2020 года не для всех налогоплательщиков

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан сообщает следующее.

Согласно редакции пункта 2 статьи 48 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс), действующей с 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет три года, за исключением категории налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, для которых он составляет пять лет, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом.

В свою очередь, учитывая , что Законом РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс)» не предусмотрены переходные положения в части применения срока исковой давности с 1 января 2020 года по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, возникли вопросы по его применению.

Читать еще:  Исковое заявление об исправлении кадастровой ошибки

В поступающих в Комитет обращениях указывается на статью 11 Закона РК «О правовых актах» (далее — Закон), предусматривающую положение о прямом действии нормативного правового акта, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

В свою очередь, необходимо отметить, что Комитетом не затрагивается вопрос прямого действия положе ний статьи 48 Налогового кодекса и не указывается вопрос необходимости применения данной нормы с дополнительными указаниями либо дополнительного нормативного правового акта.

В Письме указано, что действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действи е ( пункт 1 статьи 43 Закона).

При этом, пунктом 2 статьи 43 З акона о правовых актах установлено, что исключения из правила пункта 1 статьи 43 Закона представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта.

Как указывалось выше, из содержания Закона норм, предусматривающих исключения, установленные пунктом 2 статьи 43 Закона, не предусмотрено.

В связи с этим основополагающим для надлежащего применения изменений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса будет являться определение момента возникновения отношений.

Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством.

Таким образом, отношения между налогоплательщиками (налоговый агент) и государством в лице органа государственных доходов в силу возложенных задач и функций, возникают с момента, когда налогоплательщик исполнил либо должен был исполнить налоговое обязательство в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

В связи с этим Комитет по обращениям о разъяснении применения с 1 января 2020 года срока исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим в налоговых периодах до 1 января 2020 года, выразил позицию о применении к таким налоговым обязательствам и требованиям пятилетний срок исковой давности, что не противоречит законодательству.

Вместе с тем, как показывают поступающие обращения и публикации в социальных сетях от депутатов Парламента, субъектов предпринимательства, общественности, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и других лиц возникает неясность и различное понимание, а также возможные противоречия в практике применения статьи 48 Налогового кодекса с 1 января 2020 года к налоговым обязательствам и требованиям по предшествующим налоговым периодам.

Во избежание неясности и различного понимания и толкования, а также противоречия в практике применения нормы, предусматривающей трехлетний срок исковой давности, в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» инициированы соответствующие поправки.

Учитывая изложенное, с учётом позиции уполномоченного органа по налоговой политике, до введения в действие поправки в Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс)» необходимо с 1 января 2020 года по налоговым обязательствам и требованиям применять трёхлетний срок исковой давности, с учетом положений по исключениям и особенностям, предусмотренным статьей 48 Налогового кодекса.

Срок налоговой давности

Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector