Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Статья 85. Оценка имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 85 настоящего Федерального закона

1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ в часть 2 статьи 85 внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 85 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июня 2018 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 85 внесены изменения

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 4 статьи 85 дополнена пунктом 4

4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ часть 5 статьи 85 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 8 статьи 85 изложена в новой редакции

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества, утвержденные ФССП России от 24 июля 2013 г.

Отмена постановления ФССП

Я должник. Эксперт ФССП проводит оценку гаража. В случае заниженной оценки планирую обращаться в суд за отменой постановления. Какие документы нужны для суда? Имеет ли смысл оспаривать оценку имущества?

В силу ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством.

В свою очередь, на основании п. 1 ч. 2 указанной статьи судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения недвижимого имущества должника привлечь оценщика для его оценки.

В том случае, когда привлечение оценщика является обязательным, действия судебного пристава-исполнителя на основании ч. 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве пошагово выглядят следующим образом:

1) судебный пристав-исполнитель указывает в акте (описи имущества) примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) судебный пристав-исполнитель назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

3) судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. При этом стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного выше постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

4) судебный пристав-исполнитель направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

При этом на основании ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.

Таким образом, для того чтобы оспорить в судебном порядке результат оценки имущества, проведенной в рамках исполнительного производства, стороне необходимо самостоятельно заказать у независимого оценщика подготовку отчета об оценке объекта, стоимость которого оспаривается.

Вопрос о целесообразности оспаривания в суде проведенной судебным-приставом исполнителем оценки имущества разрешается стороной самостоятельно и субъективно в каждой конкретной ситуации исходя из имеющихся документов и тактики поведения в процессе исполнительного производства.

Оценка арестованного имущества по новым правилам

Итак, суд состоялся, решение оглашено, исполнительный лист выдан, а что происходит дальше. Вы понимаете, что являетесь должником и за погашение долга вам придётся отдать своё имущество. Каким образом его оценить? Что именно будет входить в перечень имущества, подлежащего оценке? Как должен вести себя судебный пристав-исполнит ель с Вами и Вашим имуществом? Давайте разберёмся по порядку.

Читать еще:  Реализация арестованного имущества

В ряд исполнительных действий входит в обязательном порядке оценка имущества должника.

В Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено проведение оценки имущества должника в исполнительном производстве по рыночным ценам.

Что же такое рыночная цена арестованного имущества должника и как она определяется? Это цена, при определении которой имущество должника может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции. Определяется рыночная цена имущества в исполнительном производстве посредством её определения самим судебным приставом – исполнителем и/или путём привлечения квалифицированно го оценщика.

Возможно, ли произвести оценку арестованного имущества должника самим судебным приставом-исполн ителем без привлечения оценщика?

Да, возможно. Только в этом случае оценке подлежит арестованное имущество стоимостью не более 30 000 рублей

С момента наложения ареста на имущество должника пристав-исполнит ель собирает информацию, анализирует документы, производит экономические расчёты, где итогом является вынесение постановления об оценке имущества должника с определением рыночной стоимости самого имущества, необходимой для его реализации.

Что включает в себя сбор информации и анализ документов? Сбор информации по предоставленным документам – это определение судебным приставом-исполн ителем подробной характеристики и комплектности имущества и его составных, само состояние имущества и его местонахождение.

Экономические расчёты производятся приставом во взаимосвязи с аналогичным имуществом, путём их мониторинга и сравнения на основании информации, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-испол нителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Результатом проведённого сравнительного анализа объекта оценки, с учётом корректировки стоимости имущества является постановление об оценке имущества с указанием всех сведений об имуществе должника.

Однако оценка, произведенная непосредственно судебным приставом-исполн ителем может быть обжалована сторонами исполнительного производства или оспорена в судебном порядке. В ином случае, если стороны исполнительного производства не согласны с результатами оценки, проведённой судебным приставом – исполнителем, то для оценки привлекается оценщик на основании заключённого договора на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

В каких случаях необходимо привлекать оценщика для оценки арестованного имущества должника?

В исполнительном производстве предусмотрен срок – один месяц, со дня обнаружения имущества должника, когда судебный пристав-исполнит ель обязан привлечь оценщика, т.е. Законом предусмотренная именно обязанность уложиться в этот срок, а не право. Основания для привлечения оценщика предусмотрены статьёй 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В этом случае судебный пристав-исполнит ель в акте о наложении ареста, с перечнем полной описи арестованного имущества, указывает примерную стоимость вещи и делает отметку о предварительном характере оценки. Далее пристав выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве с включением сведений о лице, привлечённого для определения стоимости арестованного имущества и о предупреждении данного специалиста (оценщика) об установленной законодательство м ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

Для проведения оценки законодательство м предусмотрен срок в 10 календарных дней, с получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки.

Со дня получения отчёта оценщика законом установлен срок в три дня, в течение которого судебный пристав-исполнит ель выносит постановление об оценке имущества, с указанием сведений о рыночной стоимости данного имущества, также судебный пристав-исполнит ель выносит постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, согласно нормам Федерального закона «Об исполнительном производстве».

На основании вышеизложенного в настоящей статье определены варианты оценки арестованного имущества должника, в целях его дальнейшей реализации в счёт погашения долга.

Требуется ли заключение дополнительного соглашения к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества, соответствует ли отчет об оценке арестованного имущества должника требованиям, установленным Федеральным стандартам оценки, на каком основании может быть произведена повторная оценка и причины истечения срока действия оценки имущества должника, надлежащим ли образом судебный пристав-исполнит ель ознакомил стороны исполнительного производства с оценкой арестованного имущества, произведённой непосредственно судебным приставом.

В решении данных вопросов необходима консультация и помощь профессиональных юристов.

Что делать должнику, если он не согласен с результатами проведённой оценки или в исполнительном производстве процессуально нарушены его права.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам РФ.

Имущество должника, на которое обращено взыскание, подлежит оценке в порядке установленным Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 85 Закона, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. рублей.

Оценка имущества может производиться самим судебным приставом-исполнителем, если предварительная стоимость имущества не превышает 30 тыс. рублей.

Произведенная судебным приставом-исполнителем оценка имущества, без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства вышестоящему судебному приставу или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной оценкой имущества. В этом случае расходы по привлечению оценщика несет сторона, оспаривающая, произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества. Не позднее трех дней со дня получения копия заключения оценщика должна быть направлена сторонам. Результаты оценки являются обязательными для судебного пристава-исполнителя, но могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс, официальном интернет-портале правовой информации.

Оценка имущества должника

Оценка арестованного имущества – один из основных этапов принудительного обращения взыскания на имущество. Необходимо учитывать, что в данном случае активно применяются не только положения ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве», но и нормы ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» подлежит применению к исполнительным процессуальным правоотношениям лишь в той мере, в какой это не противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве» и существу регулируемых им отношений.

Оценка имущества должника является необходимым элементом процедуры исполнения исполнительного документа о взыскании денежных средств. Оценка необходима для определения последующей цены сделки, по которой будет реализовано имущество должника.

Читать еще:  Встречное исковое заявление о разделе имущества

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ.

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

  1. Недвижимого имущества;
  2. Ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  3. Имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  4. Драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  5. Коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  6. Предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  7. Вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

  1. В акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
  2. Назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
  3. Выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов – путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае истечения срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника.

Оценка имущества: Видео

Порядок оспаривания результата оценки арестованного имущества хотят уточнить

20 июля Минюст России опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в Закон об исполнительном производстве в части совершенствования механизма оценки арестованного имущества должников.

Согласно поправкам пристав-исполнитель будет приобщать к материалам исполнительного производства отчет об оценке имущества. При этом результаты оценки имущества оценщиком, а также постановление о взыскании исполнительского сбора могут быть оспорены в суде.

Как указано в пояснительной записке, на судебного пристава наложена обязанность привлекать оценщика для оценки имущества должника стоимостью более 30 тыс. руб. При этом стоимость объекта оценки в отчете оценщика является обязательной для судебного пристава. Последний, как правило, не подвергает сомнению достоверность сведений такого отчета и, таким образом, роль судебного пристава сводится лишь к процессуальному оформлению результатов оценки, в получении которых он не принимал участия и не мог повлиять на них.

Вместе с тем в настоящее время требования о взыскании убытков, причиненных в результате вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об оценке имущества должника, основанного на отчете оценщика, взыскиваются судами с казны РФ, то есть государство возмещает убытки, возникшие из-за недобросовестного исполнения коммерческими организациями взятых на себя обязательств по оценке имущества.

Как указали авторы проекта, он направлен на то, чтобы избежать данной ситуации и результаты произведенной оценщиком оценки, содержащиеся в его соответствующем акте, подлежали судебному оспариванию.

Общественное обсуждение проекта продлится до 3 августа.

Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что вопрос оспаривания оценки арестованного судебным приставом имущества многие годы остается до конца неурегулированным. Фактически за оценкой этого имущества пристав обращается в специализированную организацию, с которой у Службы заключен соответствующий договор. По итогам оценки пристав получает экспертное заключение, результаты которого – рыночную стоимость имущества – утверждает своим постановлением.

«Юридическая тонкость этого процесса заключается в том, что для дальнейших действий по реализации имущества или его передаче взыскателю необходимо вынесение соответствующего процессуального документа, который и мог, в правовом смысле, быть оспорен несогласной с оценкой стороной. Сам отчет и его результаты оспорены быть не могли, поскольку не были процессуально утверждены документами исполнительного производства», – считает эксперт.

По словам Вадима Супруна, оспаривалось не конкретное экспертное мнение оценщика, а непосредственный документ судебного пристава, который в данном случае был лишь посредником. В дальнейшем имущество передавалось на реализацию и уходило новому владельцу, а параллельно с процессом продажи мог идти процесс обжалования оценки, в некоторых случаях длящийся годами.

Эксперт отметил, что в случае, когда суд принимал решение об отмене результатов оценки имущества, потерпевшая сторона могла обратиться с иском о возмещении причиненного ущерба, который, в силу особенностей процессуальной конструкции выносимых документов, мог быть обращен только в адрес ФССП России. Поправки, по его словам, нацелены не только на сохранение бюджетных средств, но, возможно, помогут ускорить сам процесс вынесения решения об оспаривании оценки имущества, арестованного в ходе исполнительного производства.

Советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон также считает оценку наиболее спорным вопросом при проведении процедуры обращения взыскания на имущество должника. «Должнику хочется, чтобы его имущество оценили подороже, взыскателю – подешевле (так оно легче продастся и погасится долг). Ряд объектов подлежат обязательной оценке (недвижимость, дебиторская задолженность и т.п.). Имущество до 30 тыс. руб. судебный пристав может оценить самостоятельно. Вследствие конфликта интересов должника и взыскателя по вопросу оценки возникает множество споров по оспариванию произведенной оценки оценщиком», – пояснил он.

Вместе с тем, по мнению Алексея Шарона, вносимые изменения имеют больше косметический характер и связаны с корректировкой терминологии, принятой в законодательстве об оценочной деятельности. Для приведения норм Закона об исполнительном производстве в соответствие с Законом об оценочной деятельности первый дополнен термином «отчет об оценке объекта оценки».

Оценка имущества должника

Правовое регулирование оценочной деятельности в рамках исполнительного производства подверглось изменению. Если ранее приоритет в оценке отводился судебным приставам-исполнителям, то в Законе об исполнительном производстве 2007 г. установлены более жесткие требования к оценке имущества в части, касающейся права судебного пристава-исполнителя осуществить оценку имущества должника самостоятельно без привлечения профессионального специалиста-оценщика.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством РФ.

Вместе с тем судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки: 1) недвижимого имущества; 2) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); 3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); 4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; 5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; 6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность; 7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.

Читать еще:  Основные функции

В названных случаях судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника.

Кроме того, установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом- исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

В целях уяснения сущности складывающихся в этой сфере правоотношений, представляется вполне оправданным обратиться к понятиям «оценка» и «оценочная деятельность».

Оценочная деятельность, как и категория «оценка», является многогранным понятием. В частности, категория оценки известна в социологической науке, где она понимается как «определение цены чего-либо», и как «соотнесение какого-либо объекта с принятым критерием, образцом, нормой» [1] . В экономической науке категория «оценка» соотносится в неразрывной связи с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость». В объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом является истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления.

В юридических науках категория «оценка», подобно философским и социологическим учениям, соотносится с понятием «ценность». В этом смысле юриспруденция традиционно с термином «оценка» связывает деятельность, определяемую как толкование права, квалификацию действия (например, признать лицо добросовестным векселедателем, титульным владельцем, добросовестным налогоплательщиком и др.), применение права; процессуальные науки особое значение придают оценке судом доказательств.

Цивилистическая наука придает категории «оценка» кроме общеюридического смысла специальный смысл и, подобно экономическим учениям, соотносит ее с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость».

По наиболее распространенной в научной литературе XIX в. позиции, существо блага как объекта гражданских прав неразрывно связано с ценностью, которая может быть объективной (выражается в способности к обмену – меновой ценности) или субъективной (полезной способности) [2] . В связи с этим оценка товара сводилась к определенному измерению его ценности на деньги, которая может быть определена или к твердой цифре как известная денежная сумма, или пропорционально качеству товаров. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Проблема цен и механизма формирования цен – одна из ведущих и в наши дни в экономической науке. В качестве юридической категории цена выступает условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость и, кроме того, служит ориентиром при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства.

При рассмотрении вопросов, связанных с оценкой имущества, на которое обращается взыскание в соответствии с Законом об исполнительном производстве, необходимо учитывать нормативное определение понятия «оценочная деятельность». Оно дается в ст. 3 Закона об оценочной деятельности.

• Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Дефиницией выделен один из существенных признаков оценочной деятельности – цель (установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости).

Таким образом, оценочная деятельность по своей природе представляет собой проведение независимой оценки имущества, а независимая оценка, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, в формально-логическом смысле составляет содержание оценочной деятельности.

Рассмотрение соотношения мыслительной (сознательной) и практической (материальной) деятельности в полной мере применимо и к процедуре оценки имущества.

В юридической литературе общепризнано, что право не претендует и не может претендовать на регулирование внутренней, интеллектуальной деятельности, ибо право является инструментом, воздействующим на поведение людей. Совершенно очевидно и то, что юридическая наука не может претендовать на нормативное определение процессов оценивания. Однако если в объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом определяется истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления, то цель юридической науки должна состоять в установлении правовых оснований применения того или иного вида стоимости (цен).

О проведении независимой оценки, осуществлении оценочной деятельности свидетельствует комплекс действий, которые подвергаются правовой регламентации. Так, Законом об оценочной деятельности сформулированы обязательные требования к форме и содержанию договора как основанию проведения оценки (ст. 9–10), общие требования к форме и содержанию отчета об оценке объекта оценки – надлежащему исполнению оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором (ст. 11).

Вместе с тем установление количественных и качественных характеристик объекта оценки, анализ рынка, к которому относится объект оценки, выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов, обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки невозможно без познания лицом существа рассматриваемого объекта.

Независимая профессиональная оценка направлена на обнаружение и фиксацию существенных свойств исследуемого объекта, определяемых целями оценки. Следовательно, оценочную деятельность можно соотносить с «поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации», которую противопоставляют стандартизированной (стереотипно-механической). Это свойство независимой оценки в конечном счете определяет информационный характер услуг, опосредующих обязательства по осуществлению оценочной деятельности.

В случае если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: 1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; 2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; 3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. При этом стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В целях минимизации возможности совершения недобросовестных действий со стороны судебного пристава-исполнителя определено, что при истечении срока, в течение которого рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть рекомендована для совершения сделки, в течение одного месяца со дня истечения указанного срока проводится повторная оценка имущества должника (ч. 8 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов – путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом- исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector