Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача имущества в оперативное управление бюджетному учреждению

Передача здания в оперативное управление бюджетному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

За бюджетным учреждением (школа) на праве оперативного управления закреплено здание. Часть этого здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению (детский сад) того же уровня собственности. Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться от одного бюджетного учреждения второму только на праве оперативного управления?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача бюджетным учреждением части помещений в безвозмездное пользование другому бюджетному учреждению не противоречит закону.

Обоснование вывода:
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника. Последний вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Таким имуществом собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п.п. 1, 2 ст. 296 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Таким образом, учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, вправе распоряжаться расположенными в нем помещениями (в том числе путем передачи их в безвозмездное пользование), но исключительно с согласия собственника. Законодательство не содержит запрета на передачу помещений в здании, принадлежащем бюджетному учреждению на праве оперативного управления, другому бюджетному учреждению (в том числе учрежденного тем же публично-правовым образованием) в безвозмездное пользование. В оперативное же управление другому учреждению (в описанной ситуации — детскому саду) такие помещения могут быть переданы собственником лишь при условии предварительного изъятия их из оперативного управления школы (смотрите в связи с этим п. 41 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
В заключение напомним, что по общему правилу, предусмотренному положениями ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) договоры аренды и безвозмездного пользования муниципальным имуществом, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, заключаются по итогам проведения конкурсов или аукционов. Однако к исключениям из этого правила отнесена передача имущества в аренду или безвозмездное пользование муниципальным учреждениям (п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждение вправе передать указанное в вопросе имущество в безвозмездное пользование другому учреждению с согласия собственника без проведения торгов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении. Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП). Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.);
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

21 марта 2019 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Дата размещения статьи: 26.06.2015

Чаще всего в образовательное учреждение основные средства и материальные запасы (далее — имущество) поступают от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача). В то же время образовательное учреждение может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая. Как осуществляется процесс приема-передачи? Какими документами оформлять эти операции? Как в бухгалтерском учете отразить поступление и передачу имущества? Как начислить амортизацию по поступившему основному средству? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Правомерность передачи имущества

Согласно ст. 296 ГК РФ государственные (муниципальные) учреждения пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества в установленных законом пределах.

Передача в оперативное управление транспортное средство бюджетной организации

В МБУ передан в оперативное управление автобус с остаточной стоимость 0, стоимость полностью самортизирована. каким документом поставить на учет и какими проводками отразить данную операцию.

Безвозмездная передача объектов основных средств может производиться учреждениями, а также созданными ими обособленными подразделениями, которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, в рамках внутриведомственной передачи, учреждениями — в рамках межведомственной, межбюджетной передачи или передачи государственным, муниципальным и другим организациям (п. 10 Инструкции N 162н). Безвозмездная передача по общему правилу осуществляется с разрешения главного распорядителя бюджетных средств (вышестоящего органа), а в отдельных случаях — с разрешения органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Такой порядок обусловлен отсутствием у казенного учреждения права отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных для этого собственником (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в отношении его решения о безвозмездной передаче, до момента его передачи собственнику не подлежит учету в составе основных средств. Вместе с тем в целях обеспечения сохранности указанное имущество, находящееся у учреждения и закрепленное за соответствующим работником, следует учитывать за балансом. Для указанных целей учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета (п. 332 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211).

Следует отметить, что недопустимо отсутствие информации в бюджетном учете об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае отсутствия регистрации прекращения права оперативного управления, а также прекращения в соответствии с государственной регистрацией на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем). По данному вопросу см. Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 02-07-10/58921.

Безвозмездная передача основных средств между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями осуществляется в связи с прекращением имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения) по балансовой (фактической) стоимости объектов учета. Одновременно передаются (при наличии) суммы амортизации, начисленной на объект нефинансового актива (п. 29 Инструкции N 157н).

Безвозмездная передача объектов основных средств иным организациям, за исключением государственных и муниципальных, физическим лицам, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям осуществляется по остаточной стоимости объекта. Вывод следует из совокупности норм п. п. 10, 19 Инструкции N 162н.

Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при безвозмездной передаче основных средств (Приложение N 5 к Приказу N 52н).

Соответствующая отметка о безвозмездной передаче основного средства проставляется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (Приложение N 5 к Приказу N 52н).

Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не облагается НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). При передаче основных средств иным организациям и физическим лицам НДС начисляется в общем порядке.

Читать еще:  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче объектов основных средств регламентирован п. 10 Инструкции N 162н.

По какой стоимости учитывать

Порядок зависит от того, кто передал основное средство:

1. Госорган, государственная или муниципальная организация.

2. Гражданин, негосударственная организация: коммерческая или некоммерческая.

В первом случае объект учтите по стоимости, которая указана в передаточных документах. Одновременно примите на учет суммы ранее начисленной амортизации и убытка от обесценения. Во втором – по справедливой стоимости. Определите ее методом рыночных цен и увеличьте на расходы по доставке, регистрации и доведению до состояния, пригодного к использованию.

Такие правила – в пунктах 22, 24 СГС «Основные средства», пунктах 25, 29 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункте 41.3 Инструкции № 162н, пункте 67.7 Инструкции № 174н, пункте 67.7 Инструкции № 183н.

Чтобы определить справедливую стоимость, используйте документально подтвержденные данные о текущих рыночных ценах, о недавних сделках с аналогичными или схожими активами. В расчет берите сделки без отсрочки платежа. Данные о ценах возьмите из СМИ, интернета или информации от производителя. Также используйте сведения о стоимости от органов статистики, из специальной литературы либо экспертных заключений. Если цены из разных источников отличаются, стоимость актива можете рассчитать одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта по Закону № 44-ФЗ. Например, методом сопоставимых цен.

Когда данные о ценах недоступны, примите объект к учету в условной оценке: 1 объект – 1 руб. После того как информация поступит, комиссия должна пересмотреть балансовую стоимость.

Такие правила указаны в пунктах 55, 57, 59 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», пункте 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснены в письме Минфина от 21.09.2018 № 02-06-10/67818.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Передача имущества в оперативное управление бюджетному учреждению

В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 29.06.2006 № 132-II «Об упорядочении управления муниципальным имуществом» Воронежская городская Дума

РЕШИЛА:

Согласовать передачу в оперативное управление муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 124» следующих объектов недвижимого имущества:

— сооружения наружной сети водоснабжения, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:341, протяженностью 1003 м, расположенной по адресу: Воронежская обл., г. Воронеж, от водонапорной башни до водопроводного колодца на территории детского сада по
ул. Лесная, дом 65;

— сооружения сети теплоснабжения, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:343, протяженностью 249 м, расположенной по адресу: Воронежская обл., г. Воронеж, от камеры до здания детского сада по ул. Лесная, 65;

— сооружения системы противопожарного водоснабжения, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:342, протяженностью 249 м, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж,
ул. Лесная, д. 65;

— сооружения системы хозяйственно-питьевого производственного водоснабжения, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:352, протяженностью 149 м, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, от водопроводного колодца на территории детского сада до здания детского сада по ул. Лесная, дом 65;

— сооружения хоз-бытовой канализации, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:348, протяженностью 61 м, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, от здания детского сада по улице Лесная, дом 65 до водонепроницаемого выгреба;

— сооружения сети электроснабжения 0,4 кВ, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:339, протяженностью 32 м, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Лесная, д. 65;

— сооружения сети электроснабжения 0,4 кВ, назначение: иное сооружение, кадастровый номер 36:34:0515016:350, протяженностью 140 м, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, от выносного пункта учета до здания детского сада по улице Лесная, дом 65.

2. Администрации городского округа город Воронеж провести оформление передачи в оперативное управление муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 124» вышеуказанного недвижимого имущества в установленном порядке.

Председатель Воронежской городской Думы В.Ф.Ходырев

Новые правила сдачи имущества в аренду

Действующий порядок передачи имущества в аренду

Как правило, федеральные бюджетные учреждения не являются собственниками сдаваемого ими в аренду недвижимого имущества. Чаще всего имущество принадлежит Российской Федерации. На практике полномочия собственника имущества делегируются Российской Федерацией конкретному органу исполнительной власти, в чьем ведении находится то или иное бюджетное учреждение. Сами учреждения владеют таким имуществом на правах оперативного управления.

Поэтому органы исполнительной власти издают методические документы, в которых закреплен алгоритм сдачи в аренду федерального имущества. Один из таких документов — письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2010 г. № 01/2028-0-32 «О вопросах представления временно свободных помещений в аренду в 2010 году». Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для бюджетных учреждений и других сфер. Итак, на что обращает внимание бюджетных учреждений Роспотребнадзор? Об этом далее.

Возможность снять помещение для семинара необходимо согласовать с собственником. В письме чиновники отметили, что для сдачи в аренду временно свободных площадей учреждению необходимо иметь согласие собственника. При этом такое требование вполне соответствует законодательству.

Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.

Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:

  • обращение или заявление, подписанное руководителем учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
  • пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.

Разрешение необходимо получить до заключения договора аренды (пролонгации ранее заключенных договоров).

Доходы от сдачи имущества в аренду

О том, в каком порядке учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи имущества в аренду, установлено частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Напомним, что нормы этого закона, касающиеся аренды, носят временный характер. Они действуют до появления отдельного федерального закона, в котором будет изложен порядок использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Учитывая этот закон и другие нормативные акты, специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на следующее.

Доходы, получаемые от сдачи временно свободных площадей в аренду, являются дополнительным источником бюджетного финансирования. Оно направляется на содержание и развитие материально-технической базы учреждения сверх сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.

Это же относится к остаткам средств федерального бюджета на 1 января 2010 года, которые образовались на счетах Федерального казначейства по доходам от сдачи имущества в аренду, но не были использованы ранее (ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ).

Также Роспотребнадзор отметил, что при передаче в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, необходимо использовать код доходов 167 111 05031 01 0000 120 (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н).

Расходные расписания оформляются по форме, которая установлена приложением № 2 к приказу Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Они регистрируются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.

Учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи помещений в аренду, только на основании сметы, которую утверждает главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета.

Отражаем ситуацию в учете

Порядок оформления бухгалтерских записей в учреждении зависит от того, какой заключен договор аренды и кто является администратором доходов.

Причем гражданским законодательством предусмотрено, что в договоре аренды участвуют две стороны — арендодатель и арендатор.

На практике часто встречаются трехсторонние договоры аренды госимущества, в которых появляется третья сторона — балансодержатель имущества.

Так, если заключен трехсторонний договор аренды госимущества, находящегося у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, соблюдаются требования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Поэтому арендатор в качестве налогового агента самостоятельно уплачивает НДС в бюджет, минуя счета учреждения-балансодержателя.

Если же арендодателем является учреждение — балансодержатель имущества, которое не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у арендатора не возникает (письмо Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266).

В бухгалтерском учете имеют место такие записи:

Содержание операцииДебетКредит
Начислена арендная плата (без учета НДС)1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Отражено исполнение обязательств по оплате в доход бюджета суммы арендной платы1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Начислен арендатором НДС, подлежащий перечислению арендодателем в бюджет (проводки актуальны, если заключен двусторонний договор аренды).2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
2 401 01 180
«Прочие доходы»
Поступила сумма НДС от арендатора на счет арендодателя*2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Начислен налог на прибыль1 401 01 290
«Прочие расходы»
1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Приняты суммы бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
1 502 11 290 «Принятые бюджетные обязательства текущего года»
Уплачен налог на прибыль1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам»
Читать еще:  Должен ли пенсионер платить налог на единственное жилье

Новые правила для передачи собственности в аренду

Со следующего года порядок передачи в аренду федерального имущества, а также порядок использования доходов от таких сделок претерпит серьезные изменения. Они предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2011 года.

Прежде всего утрачивает силу Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, который в настоящее время регулирует вопросы использования доходов от аренды.

Однако учреждения по-прежнему будут обязаны согласовывать с собственником операции с недвижимостью.

Так, в новой редакции пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ уточнено, что бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника.

При этом бюджетные учреждения вправе вести приносящую доходы деятельность. Но только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствует этим целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные в этом случае, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Кроме того, очень важное изменение внесено в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особо оговорено, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества учредитель не финансирует его содержание.

Стало быть, для бюджетных учреждений, сдающих недвижимость в аренду, по сути, устанавливается обязанность по финансовому содержанию такого имущества. Поэтому для многих учреждений в следующем году может оказаться невыгодно сдавать имущество в аренду.

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

Автор: Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»
Источник: Журнал “Финансовый справочник бюджетной организации”
Опубликовано: 7 июля 2015

Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Ссылка на оригинал статьи

Ранее учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться на забалансовом счете 01. Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н данная норма была исключена из положений Инструкции № 157н. Как правильно учитывать недвижимость, на которую оформлены акты приема-передачи, но отсутствуют свидетельства о регистрации права оперативного управления?

В пункте 36 Инструкции № 157н по-прежнему установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих регистрацию.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Включение данного положения в Инструкцию № 157н обусловлено следующими обстоятельствами:

  • в отличие от движимого имущества, в отношении которого право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи объекта (п. 1 ст. 299 ГК РФ), право на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • по смыслу положений п. 38 Инструкции № 157н на балансовых счетах организации госсектора может учитываться только имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления (если иное прямо не предусмотрено Инструкцией № 157н).

Бухгалтеры спрашивают:

В ходе контрольного мероприятия выявлен объект недвижимого имущества – здание 1965 г. постройки, учтенное на балансе учреждения, по которому отсутствуют документы о государственной регистрации права оперативного управления. Можно ли в данном случае говорить об ошибке? Надо ли переносить этот объект с баланса на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»? Ответ на этот вопрос читайте в журнале >>

Что же означают изменения, внесенные в п. 333 Инструкции № 157н? Безусловно, учреждение на основании решения уполномоченного органа власти может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

Однако само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т. п.). Поэтому на момент приемки объекта недвижимости необходимо определить условия, на которых учреждение принимает имущество.

Например, между правообладателем (уполномоченным органом власти) и принимающим учреждением может быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) в виде единого документа.

Другой вариант: в любом документе (письме, акте приема-передачи и т. п.), подписанном уполномоченным должностным лицом правообладателя (уполномоченного органа власти), может быть указано, что до государственной регистрации права оперативного управления объект передается учреждению на праве безвозмездного пользования.

Определить правовой статус принятого учреждением объекта недвижимости, руководствуясь нормами гражданского законодательства, важно, т. к. тем самым будут урегулированы вопросы, связанные с обязанностями по содержанию объекта, рисками случайной гибели или повреждения имущества, ответственностью перед третьими лицами и т. п.

Конечно, существует вероятность, что одного акта приемапередачи имущества во взаимосвязи с фактом приемки объекта и прочими сопутствующими обстоятельствами будет достаточно для признания в судебном порядке факта заключения договора безвозмездного пользования в соответствии с гл. 36 ГК РФ. Однако намного разумнее – предотвратить возникновение спорных ситуаций.

Кроме того, определение статуса объекта позволит без труда применить соответствующую норму Инструкции № 157н.

1. Бюджетное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. При этом на срок до регистрации права заключен договор безвозмездного пользования объектом. В этом случае к учреждению перешли обязанности по содержанию объекта (ст. 695 ГК РФ). В соответствии с действующей редакцией п. 333 Инструкции № 157н этот объект должен быть учтен на забалансовом счете 01 как полученный в безвозмездное пользование.

2. Автономное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. Передача имущества по договору ссуды не оформлена. В этом случае обязанность по содержанию объекта лежит на передающей стороне и основания для учета объекта на забалансовом счете 01 у учреждения отсутствуют. В то же время, руководствуясь п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 332 Инструкции № 157н, до окончательного выяснения правового статуса полученного имущества учреждение приняло решение о его обособленном учете на специальном забалансовом счете.

Таким образом, при фактическом получении недвижимого имущества с целью его использования до регистрации права оперативного управления имеет смысл надлежащим образом оформить договор безвозмездного пользования, а затем в соответствии с новой редакцией п. 333 Инструкции № 157н учесть объект на забалансовом счете 01.

Организации госсектора, принимающей на балансовый учет объект недвижимости, нужно помнить, что один и тот же объект не может одновременно числиться в балансовом учете двух субъектов учета. Подробнее о том, как целесообразно вести учет недвижимости у принимающей стороны, читайте в журнале «Финансовый справочник бюджетной организации» .

Автор: Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Как продать что-нибудь ненужное

У муниципального бюджетного учреждения на балансе состоит автомобиль 1987 года выпуска в неисправном состоянии (ремонт нецелесообразен).
Возможно ли отчуждение автомобиля, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, без проведения торгов?

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В отношении бюджетного учреждения п. 3 ст. 298 ГК РФ устанавливает, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Читать еще:  Как сделать вклад в уставный капитал имуществом

Каких-либо иных требований к порядку реализации бюджетным учреждением закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.

По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).

В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе является способом приватизации этого имущества, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ).

Однако требования об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, установленные Законом № 178-ФЗ, не распространяются на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 Закона № 178-ФЗ).

Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.

Отметим, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 17.1 устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям (ч. 3 ст. 17.1 этого Закона), в частности, устанавливает требования о заключении таких договоров по результатам проведения торгов. Однако эти требования относятся только к заключению договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования. Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (см. также постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 № Ф06-3569/12).

Таким образом, по общему правилу при продаже бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Поэтому если актами органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования не предусмотрено, что реализация имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, должна осуществляться исключительно путем проведения торгов, то учреждение вправе продать автомобиль без проведения торгов. При этом соответствующий договор может быть заключен и по результатам проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 447, 448 ГК РФ.

Безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.

Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector