Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок сдачи в аренду государственного имущества

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Порядок использования государственного и муниципального имущества, ответственность за его нарушение

Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели арендуют государственное имущество.

Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, унитарных предприятий или государственных органов.

Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, либо уполномоченным на то лицам, поэтому, прежде чем заключить договор аренды государственного имущества, необходимо удостовериться в том, что арендодатель по договору имеет соответствующие права.

В силу статей 295, 296 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества.

Поэтому в случае, если договор аренды заключается не напрямую с собственником помещения, а с лицами, использующими его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, потенциальному арендатору необходимо запросить письменное согласие собственника недвижимости на сдачу его в аренду.

Следует иметь в виду, что согласование сделок с недвижимым имуществом Российской Федерации производится территориальным органом Росимущества субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность по месту регистрации федерального государственного унитарного предприятия или учреждения, с учетом мнения территориального управления Росимущества субъекта РФ по месту нахождения имущества и учредителя учреждения или предприятия.

Для совершения сделок в отношении государственного имущества, находящегося в собственности Приморского края, необходимо согласие департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.

Арендуя имущество у государства, необходимо знать, что по общему правилу заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, с государственными унитарными предприятиями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». К примеру, договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, заключаются без проведения торгов в случае, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 квадратных метров.

Также следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров в отношении государственного имущества обязательная оценка стоимости оказания услуг (аренды) объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.

Несмотря на то, что обязанность по получению согласия на совершение сделок в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, и проведение публичных процедур на право заключения таких договоров, лежит на арендодателе (федеральном предприятии или учреждении), действующее законодательство предусматривает административную ответственность для арендатора.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные указанной нормой, возбуждаются исключительно прокурором.

Помимо этого, прокурору принадлежит право обращения в арбитражный суд с иском о признании сделки в отношении федерального имущества, заключенной с нарушением требований закона, недействительной, применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.

В случае, если срок действия договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, истек, или договор вовсе не заключался, а имущество находится в пользовании третьих лиц, прокурор вправе обратиться с иском об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения.

Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества государственными образовательными учреждениями

Безусловно, в процессе сдачи недвижимого имущества образовательные учреждения должны руководствоваться и нормативно-правовыми актами, используемые и иными субъектами, однако сдача в аренду недвижимого имущества образовательными учреждениями все же имеет свои особенности, о которых речь пойдет ниже.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании ч. 3.2. ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

  1. Медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  2. Организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  3. Физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Порядок заключения образовательными учреждениями договоров аренды с вышеуказанными организациями установлен Правилами заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. бюджетных и автономных научных учреждений (далее — «Правила»). Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 (находится во вложении).

Согласно п. 2 Правил, хозяйственное общество направляет в учреждение заявку о необходимости заключения договора (далее — заявка), содержащую следующие сведения:

а) потребность хозяйственного общества в имуществе;

б) количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет;

в) объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно).

Учреждение в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявки направляет в адрес хозяйственного общества ответ, содержащий информацию о наличии либо отсутствии имущества, которое может быть передано в аренду хозяйственному обществу, а также свое решение о направлении заявки на согласование своему учредителю.

Учредитель рассматривает поступившую заявку в течение 15 рабочих дней с момента ее получения, но в случае если им было запрошено пояснение к поступившей заявке, то срок рассмотрения заявки продлевается на 30 рабочих дней.

Как следует из п. 9 Правил, если учредителем по результатам рассмотрения обращения и документов, и пояснений к ним (при их наличии) принято решение о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, учредитель обязан в течение 10 рабочих дней в письменной форме уведомить учреждение о направлении его обращения на согласование в следующие органы по управлению имуществом:

а) в отношении федерального имущества — в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

б) в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации — в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени субъекта Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

в) в отношении муниципального имущества — в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени муниципального образования осуществляет права собственника имущества.

Читать еще:  Образец договора безвозмездного пользования имуществом (целевое использование), заключаемый между юридическими лицами

Орган по управлению имуществом рассматривает в течение 15 рабочих дней поступившее обращение и затем согласовывает его либо направляет учредителю мотивированный отказ для согласования. Основаниями для отказа являются непредставление необходимого комплекта документов либо наличие ограничений (обременений) прав на имущество, предлагаемое к передаче в аренду.

В случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным.

Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании.

После получения согласования в порядке, указанном выше, Учреждение имеет право на заключение договора аренды с хозяйственным обществом.

В соответствии с п. 18 Правил, при заключении договора в отношении федерального имущества размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий:

а) в первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;

б) во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;

в) в третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы;

г) в четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.

После заключения договора аренды Учреждение обязано уведомить о данном факте учредителя и орган по управлению имуществом.

Учреждение также обязано осуществлять контроль за целевым использованием переданного в аренду имущества. В случае нарушения порядка использования имущества учреждение обязано принять меры по устранению подобных нарушений, а в случае невозможности — расторгнуть договор в соответствии с действующим законодательством.

В случае расторжения договора аренды учреждение в течение 10 дней уведомляет учредителя и орган по управлению имуществом о расторжении договора с указанием оснований его расторжения.

Помимо вышеуказанной возможности заключения договора аренды без проведения соответствующей конкурентной процедуры с определенными организациями, существует еще одна особенность заключения договора аренды государственным или муниципальным образовательным учреждением.

Порядок предоставления муниципального имущества

Порядок предоставления муниципального имущества в аренду

В соответствии с положением об аренде муниципального имущества города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.05.2002 № 61 (далее — Положение), муниципальное имущество может быть сдано в аренду:

  • профильное имущество, необходимое для решения вопросов местного значения,
  • имущество, предназначенное для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанное имущество образует муниципальный арендный фонд города Перми.

Муниципальное имущество сдается в аренду:

  • без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • по результатам аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества;
  • по результатам конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Срок договора аренды, заключаемого: без проведения торгов – устанавливается по просьбе заявителя, указанной в заявке, но более чем на 5 лет; по результатам торгов – устанавливается на срок, указанный в документации о торгах.

Формирование перечня муниципального имущества осуществляется в соответствии Порядком формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, принятым решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 № 289. Работа в данном направлении позволит получить субъектам малого и среднего предпринимательства определенные преимущества при заключении договоров аренды и позволит сохранить действующий муниципальный арендный фонда.

Порядок предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование

Основания и условия передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование предусмотрены Положением о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование, утвержденным, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.12.2008г. № 425.

Муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование по результатам торгов и без проведения торгов.

Срок договора безвозмездного пользования, заключаемого: без проведения торгов – устанавливается срок, указанный заявителем в заявке, но не более чем на 5 лет; по результатам торгов – устанавливается срок, указанный в документации о торгах

Порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям в безвозмездное пользование муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям утверждены решением Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 245 «О некоторых вопросах в сфере распоряжения муниципальным имуществом города Перми».

Порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества города Перми, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям утвержден постановлением администрации города Перми от 19.01.2018 № 36.

Форма заявок на предоставление муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование утверждена постановлением администрации города Перми от 12.03.2018 № 123.

Порядок предоставления муниципального имущества в концессию

Конкурс на право заключения концессионного соглашения проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Заключение концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Положением о концессионных соглашениях в отношении муниципального имущества города Перми, утвержденным решение Пермской городской Думы от 28.10.2008г. № 339.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и других обязательств.

Порядок проведения торгов осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества

В настоящее время порядок сдачи государственного имущества в аренду регламентируется постановлением Правительства Кыргызской Республики О вопросах аренды государственного имущества от 30 мая 2011 года №263.

На сегодняшний день действующие ставки арендной платы за пользование государственным имуществом не соответствует реалиям дня. Арендная плата, рассчитываемая по действующей инструкции, во многих случаях в несколько раз ниже рыночных расценок за аренду аналогичных объектов. Так, по данным Счетной палаты в основной массе рыночные ставки аренды выше в 3-5 раз.

Учитывая важность обеспечения открытости и прозрачности процесса сдачи государственного имущества в аренду, минимизации коррупционных рисков назрела необходимость пересмотра действующей практики сдачи государственного имущества в аренду.

В этой связи министерством экономики разработан и внесен в Правительство проект Положения об аренде государственного имущества.

установить, что в аренду могут быть предоставлены неиспользуемые в основной деятельности государственной организации объекты (простаивающие, высвобожденные);

сделать процесс сдачи государственного имущества в аренду более прозрачным за счет частичного внедрения механизма заключения договоров аренды по итогам открытых аукционов и конкурсов;

прекратить практику сдачи государственного имущества в субаренду;

установить, что сдача государственной организацией имущества в аренду может быть осуществлена только с разрешения вышестоящего профильного (отраслевого) государственного органа.

После того, как действующее постановление О вопросах аренды государственного имущества от 30 мая 2011 года №263 утратит свою силу, министерством будет утверждена новая инструкция о порядке начисления арендной платы за пользование государственными зданиями и помещениями, для приведения ставок аренды государственного имущества в соответствие с рыночными расценками.

Изменение условий аренды муниципального имущества после проведения конкурса незаконно

О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса

Читать еще:  Самолет движимое имущество

Если муниципальное помещение было передано в аренду по результатам проведения аукциона и в аукционной документации право сдачи объекта в субаренду не было предусмотрено, то стороны договора не могут в дополнительном соглашении предусмотреть такое право. Указанные действия приведут к ограничению конкуренции, а также нарушат права лиц, желавших участвовать в аукционе, предусматривающем возможность субаренды. К такому выводу ВС РФ пришел в Определении от 25.02.2016 № 301-ЭС15-13990 по делу № А39-3283/2014.

Суть дела

По итогам открытого аукциона администрация городского поселения (далее — администрация, арендодатель) заключила с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, арендатор) договор аренды, по условиям которого администрация передала обществу на три года нежилое помещение для служебного использования. В договоре был установлен запрет на передачу имущества в субаренду, однако дополнительным соглашением к нему стороны предусмотрели возможность субаренды с согласия арендодателя. Получив одобрение администрации, общество сдало помещение в субаренду третьему лицу (далее — субарендатор).

Заместитель прокурора субъекта РФ (далее — заместитель прокурора) посчитал, что действия компаний незаконны, и обратился в суд с иском о признании дополнительного соглашения к договору аренды недействительным и понуждении субарендатора возвратить помещение арендатору.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил иск, обязав субарендатора возвратить обществу спорное нежилое помещение.

Общие нормы, регулирующие арендные отношения, закреплены в главе 34 ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные на это законом или собственником. Однако в отношении публичного имущества действуют специальные правила. Особенности порядка заключения договоров, предметом которых является государственное и муниципальное имущество, установлены в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ). Согласно данной норме заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров. Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении муниципального имущества устанавливается федеральным антимонопольным органом (ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Такой порядок определен в Правилах проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утв. приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, далее — Правила).

В соответствии с п. 98 Правил договор заключается на условиях, указанных в конкурсной документации и в поданной участником конкурса заявке. Документация об аукционе должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение его условий, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (подп. 16 п. 114 Правил). Следовательно, договоры аренды в отношении муниципального имущества заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации, и последующее изменение данных условий не допускается. Исключение составляют условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.

В документации, подготовленной для проведения аукциона, было установлено, что стороны не вправе изменять условия спорного договора после его заключения. Согласно п. 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе. В проекте договора аренды было предусмотрено, что арендатор не может передавать имущество в субаренду или безвозмездное пользование другим лицам. В дополнительном соглашении к спорному договору стороны предусмотрели иной порядок использования муниципального имущества, позволив арендатору с согласия собственника передавать помещение в субаренду.

Таким образом, указанное дополнительное соглашение не соответствовало положениям ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и п. 98, 114 Правил, в силу чего являлось недействительным как нарушающее требования закона (ст. 168 ГК РФ).

Последствием недействительности сделки в данном случае был возврат сторон в первоначальное положение, то есть передача помещения субарендатором обществу.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, не согласившись с выводами суда, решение отменили. Они сослались на нормы о свободе договора, указав, что его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами. Соответствующие ограничения установлены в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества. Так, право передачи муниципального имущества в субаренду без проведения торгов может быть предоставлено арендатору только в случае признания торгов несостоявшимися либо предоставления таких прав на основании государственного или муниципального контракта (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что закон не ограничивает передачу прав и обязанностей арендатора муниципального имущества в субаренду другим лицам с согласия собственника имущества. В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В рассматриваемом случае закон допускает передачу прав и обязанностей арендатора муниципального имущества в субаренду другим лицам с согласия собственника имущества.

По представлению заместителя Генерального прокурора РФ дело было передано на рассмотрение в Верховный суд РФ.

Позиция Верховного Суда

ВС РФ отменил апелляционное и кассационное постановления, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Заместитель прокурора в кассационной жалобе указал, что дополнительное соглашение было заключено с нарушением норм Закона № 135-ФЗ, согласно которому нельзя менять условия аренды муниципального имущества, закрепленные в заявке на участие в аукционе и конкурсной документации. Соглашения, изменяющие предмет договора и другие его существенные условия, ведут к нарушению прав иных лиц, которые могли бы участвовать в аукционе в случае наличия в нем условия о возможности передачи имущества в субаренду.

При вынесении Определения ВС РФ руководствовался положениями ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, согласно которой заключить договор аренды муниципального имущества можно только по результатам проведения конкурсов или аукционов,

Договоры на передачу права аренды муниципального имущества заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации. При этом последующее их изменение не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.

Договор аренды между администрацией и обществом прямо содержал условие о том, что при его заключении и исполнении не допускается изменение условий, а также включал в себя запрет на передачу имущества в субаренду. Поскольку спорным дополнительным соглашением стороны установили иной порядок пользования муниципальным имуществом, не предусмотренный условиями публичного аукциона, то это является основанием для применения последствий недействительности сделки, которая в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также указала, что предоставление муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам предусматривает публичную, открытую и конкурентную процедуру передачи права пользования таким имуществом. Применение судами положений ГК РФ о праве арендатора с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду не учитывает указанные выше особенности.

Читать еще:  ВС: собственник общего имущества не вправе извлекать из него доход без согласия других собственников

Подверглись критике ВС РФ и выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о применении положении п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Исключения из общего порядка предоставления имущества, принадлежащего публичному собственнику, касаются ряда случаев, однако спорная ситуация к ним не относится.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Аренда

Согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 №67 при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», организатором указанного конкурса или аукциона является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления – бюджетное учреждение. Таким образом, при сдаче в аренду государственного имущества Республики Саха (Якутия), бюджетные учреждения обязаны самостоятельно проводить торги на право заключения договоров аренды в нежилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления , в порядке, утвержденном Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 №67.

— Конституция Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

— Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

— Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67;

— Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 726-З № 337-IV;

— Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 января 2011 г. № 6 «О порядке предоставления в безвозмездное пользование и в аренду зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия)»;

— Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.10.2019 № 303 «О перечне государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;

— Иные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регламентирующими правоотношения в сфере предоставления государственного имущества Республики Саха (Якутия) в аренду и безвозмездное пользование.

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Изменения в законодательстве об аренде государственного имущества

Вы здесь

Регулирование порядка сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Могилевской области (далее – недвижимое имущество), осуществляется в соответствии с решением Могилевского областного Совета депутатов от 25 мая 2012 г. № 16-6 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в собственности Могилевской области» (далее – решение № 16-6).

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2016 г. № 421 (далее – Указ № 421), которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», 19 декабря 2016 г. Могилевским областным Советом депутатов принято решение, которым внесены соответствующие изменения и дополнения в решение № 16-6.

Изменения коснулись следующего.

Для упрощения порядка расчета средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, установлен фиксированный процент отчисления средств (25 процентов) от полученной арендной платы за вычетом налога на добавленную стоимость (при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках и в торговых центрах, в том числе за вычетом установленных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией указанного имущества).

Кроме того, введено обязательство по перечислению указанного размера средств для акционерных обществ, созданных в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий и в процессе приватизации арендных предприятий, которым недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование.

В целях повышения эффективности использования недвижимого имущества и завершения его государственной регистрации предоставлено право сдачи в аренду не зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества при условии осуществления такой регистрации до 1 июля 2017 г., а в случае заключения договора аренды после 1 января 2017 г. – в течение шести месяцев со дня заключения такого договора. В случае неосуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество в устанавленный срок на арендодателя возлагаются обязательства по перечислению в областной бюджет 100 процентов средств.

Также устанавлен конкретный срок (5 дней после выдачи свидетельства о государственной регистрации), в течение которого арендодатель недвижимого имущества обязан обеспечить приведение предмета договора в аренду в соответствие с характеристиками (размер сдаваемой в аренду площади), подтвержденными в ходе проведения технической инвентаризации, осуществляемой для целей государственной регистрации. При этом изменение размера сдаваемой в аренду площади не является основанием для доначисления либо возврата ранее уплаченных арендатором сумм.

Контроль за перечислением в областной бюджет пеней за несвоевременное перечисление в областной бюджет средств (нововведение – Указ № 421), а также за представление сведений о наличии задолженности по установленной форме (нововведение – Указ № 421) возложен на руководителей государственных органов управления и организаций, которые в соответствии с решением № 16-6 осуществляют контроль за перечислением в бюджет средств.

Кроме того, изменения коснулись и Инструкцию о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в собственности Могилевской области, утвержденную решением № 16-6 (далее – Инструкция).

Расширена сфера применения Инструкции – ее действие распространены на объекты недвижимости, не зарегистрированные в установленном порядке и арендодателями которых выступают акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий и в процессе приватизации арендных предприятий.

Учитывая значительный спрос на торговые помещения небольшой площади, исключено право на заключение договоров аренды зданий и изолированных помещений без проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды в случае сдачи в аренду для организации розничной торговли объекта площадью не более 25 кв.м.

В то же время исключено обязательство по передаче зданий и изолированных помещений в аренду по результатам проведения указанных аукционов частному партнеру для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве.

Также дано определение арендатора, надлежащим образом исполняющего свои договорные обязательства, что позволит исключить сложности при реализации им преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.

Учитывая, что Указом № 421 установлены размеры и сроки перечисления в местные бюджеты средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности, и платы за право заключения договоров аренды этого имущества, из решения № 16-6 исключен подпункт 2.6 пункта 2, предусматривающий дублирующую норму.

Принятое решение вступает в силу с 1 января 2016 г. за исключением отдельных норм, вступающих в силу в порядке, аналогичном Указу № 421.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector