Zavialovo.ru

Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что относится к недвижимому имуществу бюджетного учреждения

Имущество бюджетной организации

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Имущество организации

Надо отметить, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

К недвижимому имуществу согласно ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая денежные средства и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться имуществом бюджетные учреждения могут с учетом следующих ограничений, установленных законодательством:

Самое читаемое за неделю
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
700% прибыли при безрисковых вложениях

1) они не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ);
2) не могут самостоятельно распорядиться особо цепным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно законодательству к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден постановлением Правительства РФ № 538.

В соответствии с данным постановлением в перечень особо ценного движимого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
– для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений;
– для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– для муниципальных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, приказом Минфина России № 25н утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в ведении Минфина России.

Приказом Минобрнауки России № 2261 «Об определении видов особо ценного движимого имущества» установлен стоимостной критерий отнесения к особо ценному движимому имуществу для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки:

– для бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – движимое имущество;
– для иных бюджетных учреждений – движимое имущество.

Ниже представлен рекомендуемый образец Перечня учета объектов, включенных в состав особо ценного движимого имущества.

Отнесение имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества

В целях реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 (в ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», распоряжением Правительства РФ № 296-р от 5 марта 2010 г. утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее – План).

Одним из мероприятий Плана является разработка порядка отнесения имущества государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества. Данный порядок утвержден постановлением Правительства РФ № 538 от 26 июля 2010 года «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Особо ценное движимое имущество (далее ОЦДИ) – движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным/автономным учреждением будет затруднено.

Характерные особенности ОЦДИ:

  • ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
  • собственником ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование;
  • бюджетное/автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 2,3 ст. 298 ГК РФ);
  • бюджетное/автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме:
  • ОЦДИ, закрепленного собственником;
  • любого недвижимого имущества, закрепленного собственником (п. 2 ст. 120 ГК РФ);
  • расходы на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за бюджетным/автономным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, входят в состав субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (работ);
  • в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу

Решение об отнесении имущества к ОЦДИ принимает учредитель (уполномоченный орган).

Устанавливаются следующие стоимостные критерии для определения видов и (или) перечней ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ — балансовая стоимость в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 50 до 200 тыс. руб. (п.4 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010).

Кроме того, независимо от стоимостного критерия к ОЦДИ может быть также отнесено следующее:

  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления предусмотренных уставом автономного или бюджетного учреждения основных видов деятельности, а также имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением исключительно за счет доходов, полученных от осуществления в соответствии с уставом приносящей доходы деятельности.

Ведение перечня ОЦДИ осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Согласно п.1 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010 года, виды ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений могут определяться:

  • федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (далее – автономные учреждения субъекта РФ), и бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее – муниципальные автономные учреждения), и муниципальных бюджетных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 «Об автономных учреждениях», при изменении типа существующих государственных и муниципальных учреждений отчуждение государственного (муниципального) имущества не допускается до тех пор, пока не будет утвержден порядок определения видов ОЦДИ.

Управление и распоряжение имуществом в бюджетном учреждении

На каком праве за бюджетным учреждением закрепляется имущество

Имущество бюджетного учреждения редко принадлежит ему на праве собственности. Обычно имущество закрепляется за учреждением следующим образом:

На праве оперативного управления, а собственником остается государство или муниципалитет

На праве постоянного (бессрочного) пользования

Особенности определяются специальным законодательством

Порядок передачи имущества учреждению

Передача имущества в оперативное управление бюджетному учреждению, как правило, происходит по следующий схеме:

Этап 1 – право собственности

Если это не было сделано ранее, нужно оформить право собственности на недвижимость, которая будет передаваться.

Этап 2 – решение о передаче

Издаем распоряжение о том, что имущество передается в оперативное управление бюджетного учреждения.

Этап 3 – передача

Составляем акт приема-передачи.

Обратите внимание! Акт нужен исходя из п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно этой норме право оперативного управления возникает по общему правилу с момента передачи вещи.

Этап 4

По желанию собственника можно заключить договор оперативного управления.

Этап 5 – возникновение оперативного управления

Регистрация права оперативного управления (в случаях, когда требуется по законодательству, например регистрация прав на суда согласно приказу Минтранса РФ от 19.05.2017 № 191).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно распоряжаться имуществом

В п. 10 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) указано, каким имуществом бюджетное учреждение не может распоряжаться самостоятельно. К нему относится:

  • особо ценное движимое имущество в бюджетном учреждении, переданное собственником или купленное самим БУ из денег, выделенных собственником на его приобретение;
  • недвижимые вещи.

Поэтому, например, при продаже особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения или передаче бюджетным учреждением такого имущества в безвозмездное пользование нужно заручиться согласием собственника.

Передача имущества между учреждениями одного собственника оформляется приказом о передаче имущества. Зачастую приказ издается собственником (например, приказ Рособразования «О реорганизации Федерального государственного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред…»» от 23.08.2006 № 847). Конкретная процедура передачи прописывается учредителем, в приказах и регламентах госоргана.

Образец приказа о передаче имущества можно скачать у нас: Приказ о передаче имущества другому учреждению — образец.

Больше узнать о передаче имущества между учреждениями, подчиненными конкретному госоргану можно в системе КонсультантПлюс.Подключайте бесплатный доступ на 2 дня и находите нужную информацию.

Передача в безвозмездное пользование гражданам и организациям ценного имущества возможна без торгов или через торги (по чч. 3 и 5 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается без необходимости согласования того собственником. Но есть ряд особенностей:

  • предварительное согласие учредителя требуется на заключение крупной сделки;
  • по общему правилу нельзя размещать деньги на депозитах в кредитных организациях, заключать сделки с ценными бумагами;
  • одобрение учредителя требуется в случае возможного конфликта интересов между интересами БУ и контрагента — заинтересованного лица.

Какое имущество относится к особо ценному движимому имуществу

Конкретные перечни особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения утверждаются федеральными, региональными или муниципальными властями. Но есть и общие правила отнесения имущества к особо ценному.

Так, балансовая стоимость особо ценного имущества превышает определенные границы. Они устанавливаются органами власти, являющимися учредителями, с учетом следующих интервалов:

Вид бюджетного учреждения

Стоимость особо ценного имущества,

Федеральные бюджетные учреждения

Региональные бюджетные учреждения

Муниципальные бюджетные учреждения

Также особо ценным признается имущество:

  • без которого затруднено осуществление основной уставной деятельности;
  • отчуждение которого осуществляется в особом порядке, например музейные коллекции.

Пример ведомственного определения перечня особо ценного имущества — приказ Федерального агентства по делам национальностей от 03.06.2020 № 67. Для подчиненных ему бюджетных учреждений особо ценным считаются, например:

  • любые движимые вещи с балансовой стоимостью более 500 тыс. руб.;
  • транспортные средства независимо от стоимости;
  • ноутбуки, компьютеры, другая техника дороже 200 тыс. руб.;
  • охранно-пожарные системы, системы видеонаблюдения с балансовой стоимостью выше 200 тыс. руб.;
  • нематериальные активы — результаты интеллектуальной деятельности.

Особенности сдачи бюджетным учреждением имущества в аренду

Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества бюджетным учреждением возможна, но при этом учреждению нужно учитывать следующий момент.

Согласно п. 6 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ БУ получают субсидии из бюджетов как финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий. Финансовое обеспечение производится с учетом расходов на содержание вещей. Если учреждение сдало в аренду недвижимое или особо ценное движимое имущество, то учредитель не будет осуществлять финансовое обеспечение содержания такого имущества.

Особенности аренды движимого и иного имущества у бюджетного учреждения определяются БУ самостоятельно или же учредителем (в зависимости от возможностей БУ по самостоятельному распоряжению такими вещами).

Приведем пример. Центры реабилитации ФСС могут сдавать ОЦИ в аренду с учетом следующих нюансов:

  • первоначальная стоимость аренды определяется в отчете об оценке рыночной стоимости размера арендной платы;
  • передача такого имущества в аренду возможна только вместе с передаваемой в аренду недвижимостью;
  • решение об аренде сначала нужно согласовать с ФСС, а затем с Росимуществом;
  • доход от аренды поступит в распоряжение БУ.

Указанный порядок определен учредителем центров — ФСС РФ (приказ от 31.12.2019 № 768).

О порядке сдачи в аренду имущества учреждениями, подчиненными другим госорганам читайте в системе КонсультантПлюс – найти нужный материал можно, подключив бесплатный пробный доступ.

Особенности распоряжения имуществом в казенном учреждении

Для отчуждения или иных форм распоряжения имуществом казенного учреждения согласие собственника нужно получать всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

В этой связи перечни особо ценного имущества в казенном учреждении не составляются.

Минэкономразвития РФ в письме от 24.03.2011 № 5460-АЛ/Д08 отметило, что такие перечни нужны для бюджетных и автономных учреждений. Вместе с тем отсутствие необходимости в составлении перечней для казенных учреждений не снимает с учредителей обязанностей по предоставлению сведений для учета в реестре федерального имущества и по контролю за распоряжением и сохранностью госимущества.

Напомним, что под казенным учреждением понимается государственное или муниципальное учреждение, оказывающее услуги, выполняющее работы, исполняющее публичные функции для реализации полномочий органов власти. Финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется бюджетом на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Как происходит списание имущества бюджетными учреждениями

По вопросам утилизации имущества в бюджетном учреждении следует руководствоваться:

  • постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 № 447;
  • постановлением Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» от 14.10.2010 № 834;
  • ведомственными документами.

Разберем на примере. Согласно приказу Россельхознадзора от 10.01.2017 № 4 списание имущества подведомственных ему БУ производится с учетом следующих особенностей:

Вид списываемого имущества

Особенности списания в учреждениях Россельхознадзора

Списание недвижимого имущества бюджетного учреждения (включая объекты незавершенного строительства)

Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

Списание ОЦИ (движимого)

Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

Списание иного имущества

Решение принимается учреждением самостоятельно

Списание имущества, влекущее прекращение деятельности учреждения

Итак, мы рассмотрели, как происходит управление и распоряжение имуществом БУ и каково участие собственника в этих процессах.

Выделяем и учитываем особо ценное движимое имущество

В. П. Багрин, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений необходимо выделять особо ценное движимое имущество, потому что для этой категории имущества предусмотрены особые законодательные нормы:

  • бюджетное учреждение не может самостоятельно, т. е. без разрешения органа, выполняющего функции и полномочия учредителя, распоряжаться этим имуществом;
  • на это имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения;
  • расходы на содержание этого имущества должны компенсироваться учреждению за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Все перечисленные положения не относятся к движимому имуществу, приобретенному за счет средств от приносящей доход деятельности.

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному можно разделить на несколько типов:

  • Выделение видов движимого имущества, которое относится к категории особо ценного независимо от балансовой стоимости. Например, все виды автомобильного транспорта, колесной и гусеничной техники, включая тракторы и прицепы.
  • Установление предела балансовой стоимости, свыше которого движимое имущество относится к особо ценному независимо от функционального назначения, например балансовой стоимостью свыше 50 000 руб.
  • Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества отдельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть определены как особо ценные, без которых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозможно или затруднено.
  • Отнесение к особо ценному имущества, отчуждение которого производится в специальном порядке.

Если учреждение изменило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо ценного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., перечень особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.

Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения.

Что относится к движимому имуществу по закону

dvizhimoe_imushchestvo.jpg

Похожие публикации

В законодательстве понятие «имущество» включает в себя две категории: недвижимое и движимое имущество. Что относится в ту или иную группу определяет статья 130 ГК РФ. Но если в ней дан перечень вещей, которые можно отнести к недвижимости, то с понятием движимого имущества нередко возникают спорные моменты.

Движимое имущество в 2018 году

Вышеуказанная норма ГК РФ говорит буквально следующее: движимое имущество – это то, что нельзя отнести к категории недвижимости. Значит, прежде всего, нужно определить, что российское законодательство относит к недвижимому имуществу. Пункт 1 статьи 130 ГК РФ дает следующий перечень недвижимых объектов:

Земельные участки, участки недр и все, прочно связанное с землей (то, что невозможно переместить без ущерба для него).

Здания, сооружения, помещения (как нежилые, так и жилые).

Объекты незавершенного строительства.

Части сооружений (зданий), на которых размещают средства транспорта (машиноместа), при условии, что их границы описаны в установленном порядке, согласно законодательству о кадастровом учете.

Суда (морские, воздушные и внутреннего плавания), которые подлежат государственной регистрации.

Прочие объекты, которые законодательными актами отнесены к недвижимым вещам (например, космические объекты).

Соответственно, к движимым вещам можно отнести все, что не перечислено в вышеприведенном списке. Об этом говорит пункт 2 статьи 130 ГК РФ, относя к движимому имуществу также деньги и ценные бумаги.

В большинстве случаев владелец не должен регистрировать свое движимое имущество. Наглядный пример вещи, относящейся к движимому имуществу и подлежащей регистрации – автомобиль.

Сделки с движимым имуществом также не требуют обязательной госрегистрации, за некоторым исключением (например, если вещь, являющаяся предметом сделки, ограничена в обороте).

Движимое имущество юридических лиц

Для чего необходимо определять, к какой из категорий нужно относить имущество? Можно выделить следующие причины:

Налогообложение. Недвижимое имущество компаний облагается налогом, а за некоторую часть движимого имущества его владелец не несет никакой налоговой нагрузки. Так, не облагается налогом движимое имущество организаций, учтенное в составе основных средств, и отнесенное к первой или второй группе амортизации (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Юридические сделки. При купле, продаже, дарении и т.д. последовательность действий будет зависеть от того, с каким имуществом совершается сделка, с движимым или относящимся к категории недвижимости. Например, все сделки с недвижимостью оформляются только в письменном виде и должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Бухгалтерский учет на предприятии. Движимое имущество бюджетного учреждения отражается в учете на отдельных счетах, это же касается прочих хозяйствующих субъектов. От того, к какой группе будет отнесено имущество, будет зависеть организация его учета. Например, порядок начисления амортизации (ее отсутствие), отнесение имущества к основным или оборотным средствам и т.д.

В случае с физическими лицами все несколько проще – им необходимо знать, какое из имущества можно отнести к недвижимому и движимому, но подлежащему регистрации. Обладание прочими движимыми вещами, например, домашней утварью и бытовой техникой, не несет для них никаких налоговых последствий.

Отличительные признаки движимого и недвижимого имущества

Основными признаками недвижимости можно назвать следующие:

Постоянное местоположение, привязка к местности.

Невозможность изменить местоположение имущества без потери его качества или целостности.

Так, например, нельзя изменить местоположение земельного участка или увезти дом. Также нельзя считать движимыми различные коммуникации – водопровод, канализацию, встроенную систему кондиционирования и т.п.

Основным отличительным признаком движимых вещей является возможность перемещать их в пространстве без потери их основных качеств. К движимому имуществу относятся и одушевленные предметы имущества (домашние и сельскохозяйственные животные, птицы и т.п.).

Законодательство не содержит конкретный список вещей, которые можно отнести к движимому имуществу. В нормах ГК РФ приведен перечень недвижимых вещей, а все имущество, которое не входит в него можно отнести к движимому. Определять принадлежность имущества к той или иной категории необходимо для целей налогообложения и оформления сделок с ним.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Что относится к особо ценному движимому имуществу бюджетного учреждения?

Каждое предприятие, коммерческое или бюджетное, пользуется тем или иным имуществом в процессе выполнения своей профессиональной деятельности. Если говорить об особо ценном движимом имуществе бюджетного учреждения и что относится к нему, то следует понимать, что это прежде всего та собственность, без которой организации было бы затруднительно осуществлять свою деятельность.

Что относят к особо ценному движимому имуществу?

Чтобы понимать, какой же будет перечень особо ценного движимого имущества у бюджетного учреждения, необходимо обратиться к букве закона. Итак, сюда будет включено следующее движимое имущество.

  • Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
  • Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
  • Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
  • Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
  • Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.

Основные особенности, которые имеет особо ценное движимое имущество:

  • ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
  • в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
  • самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
  • бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.

Относиться же к данной категории особо ценного имущества на предприятии не может та собственность, которая для осуществления основных видов деятельности не предназначена. Кроме этого, и те имущественные ценности, которые были приобретены за те доходы бюджетного предприятия, которые оно получило в результате своей деятельности.

На каждом предприятии перечень ОЦДИ ведется на основе информативности бухгалтерского учета, в котором должны содержаться сведения о полном наименовании объекта, а также указывается его инвентарный номер и балансовая стоимость.

На законодательном уровне существуют специальные нормативные документы и приказы относительно видов ценного движимого имущества и того, кем оно определяется.

  • Государственные органы, которые относятся к исполнительной власти, которые регулируют и определяют деятельность автономных и бюджетных учреждений.
  • Государственная власть на уровне каждой конкретной области, которая контролирует деятельность бюджетных предприятий.
  • Органы местного самоуправления, имеющие отношение к муниципальным бюджетным учреждениям.

Бухгалтерский учет ОЦДИ и прочего имущества

Любое имущество, как движимое, так и недвижимое, должно быть отображено в бухгалтерском учете на балансе предприятия. И уже исходя из стоимости собственности бухгалтером должно быть принято решение относительно того, в какую группу необходимо определить имущество.

Подразделение по группам:

  • 10 — недвижимость;
  • 20 — ОЦДИ;
  • 30 — прочее движимое имущество;
  • 40 — собственность, являющаяся предметом лизинга.

Особенно, когда речь идет об особо ценном имуществе, оно должно иметь особый статус на балансе в организации. Притом распоряжаться таким имуществом нельзя без разрешения собственника.

Распоряжение ОЦДИ

Поскольку самостоятельное распоряжение такой собственностью не разрешено, требуется получить согласие ее владельца, когда появляется такая необходимость. Учредитель должен соответствующим нормативным актом утвердить порядок, согласно которому будет происходить распоряжение таким имуществом.

Чтобы такое разрешение на распоряжение ОЦДИ получить, потребуется составить заявление (делать это можно в произвольном формате, установленной формы не существует). Делает это руководитель предприятия либо же лицо, его замещающее, также свою подпись должен поставить и главный бухгалтер организации.

Список документов

Помимо самого заявления, потребуется приложить список требуемых документов:

  • перечень имеющегося в пользовании предприятия особо ценного имущества;
  • выписка из федерального имущественного реестра относительно конкретной собственности;
  • карта инвентаризации учета объектов основных средств, ее копия;
  • договор сделки, который относится к ОЦДИ, в нем должны быть указаны цена контракта и сроки исполнения обязательств;
  • описательный характер необходимости получения распоряжения ценностями особого характера;
  • записка с пояснениями, в которой должна содержаться информация о том, насколько будет целесообразным данное распоряжение имуществом и что в конечном итоге это принесет для общей деятельности организации;
  • отчетность по бухгалтерии за предыдущий год, имеются в виду прошедшие периоды прошлого года (представляются копии отчетов);
  • при наличии кредиторской либо дебиторской задолженностей — ксерокопии сведений о них, указаны должны быть суммы задолженностей, сроки исполнения обязательств и сами должники.

Все бумаги представляются учредителю, затем он рассматривает целесообразность такого распоряжения и принимает окончательное решение. На принятие решения будут иметь влияние:

  • насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
  • насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
  • соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
  • в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.

На уровне законодательства существуют определенные ограничения относительно особо ценного имущества, поэтому всегда следует проявлять особую внимательность при отнесении того или иного имущества на соответствующие счета бухгалтерского учета. Для ОЦДИ предназначены отдельные счета на балансе. Когда на предприятии имеется разрешение на распоряжение казенной собственностью, все сотрудники должны соблюдать соответствующие требования и правила. В противном случае грозить это может дисциплинарным взысканием.

Читать еще:  Передача коммерческой недвижимости в доверительное управление
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector